Как покрасить пластик: правила, материалы и инструменты, этапы окрашивания

Как покрасить пластик: правила, материалы и инструменты, этапы окрашивания

Окрашивание изделий из пластика является непростой задачей, ведь гладкая поверхность провоцирует стекание краски. Но справиться с ней на самом деле несложно, если правильно подготовить обрабатываемую зону и использовать подходящий метод нанесения декоративного покрытия. Как покрасить пластик – расскажем в данной статье.

Какую пластмассу можно красить

Красить можно не любой вид пластика.

Прежде чем наносить краситель, нужно обратить внимание на маркировку детали, которая обозначает материал изготовления.

  • PS, PC, PE, PP (полистирол, поликарбонат, полиэтилен, полипропилен, соответственно) – материалы не поддаются окрашиванию.
  • ABS, PVC (АБС-пластик, ПВХ). Можно красить, но перед покраской пластик нужно грунтовать.

Детали автомобиля обычно делаются из пластика, который можно покрасить, а вот грунтовка в таких случаях нужна не всегда. Определить, нужно ли грунтовать изделие, можно двумя способами:

  1. Деталь кладется в воду. Пластик утонул, тогда грунтовать не нужно. Если не тонет, грунтовать поверхность обязательно.
  2. Берется очищенный кусок детали, поджигается. Когда пламя спокойное, нужна грунтовка. Если идет черный дым, красить пластик можно без грунтования.

Виды красок для пластмасс

К составам для окрашивания пластмасс предъявляются особые требования. Они должны хорошо прилипать к поверхности и обладать повышенной эластичностью.

Промышленностью выпускаются специальные растворы, предназначенные именно для покрытия полимерных изделий. Хорошей адгезией обладает также акриловая эмаль. Она может использоваться даже для покрытия некоторых мягких видов пластика.

Использовать можно и составы, предназначенные для покрытия кожи. Допускается обработка пластика масляными красками. Однако держатся они хуже.

Красить пластик лучше с помощью аэрозолей. При распылении краска ложится лучше, без полос. С помощью баллончика можно покрыть даже труднодоступные поверхности.

Покраска пластика

Технология окраски пластика

Многие рассчитывают, что высококачественный финишный материал покроет все огрехи подготовительных этапов работ. Но статистика рекламаций лакокрасочных покрытий показывает, что:

— примерно в 70% случаев причиной дефектов является неправильная подготовка изделия под окраску;

— около 15% — неверный выбор технологии окраски;

— в 10% случаев — несоблюдение технологии окраски;

— и только в 5% — некачественная покраска.

Как видим, основные проблемы связаны с подготовкой поверхности изделия под окраску, поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание.

Весь процесс декорирования можно разделить на следующие этапы:

1. Подготовка поверхности пластика под окраску.

Это начальная стадия процесса покраски не только пластиков, но и всех без исключения материалов.Именно она в значительной степени определяет долговечность покрытий. При нанесении ЛКМ на плохо подготовленную поверхность наблюдается образование различных, как видимых дефектов, так и невидимых, вызывающих быстрое отслаивание покрытий. При этом отслаивание может происходить как на небольших участках, так и на всей поверхности, особенно при эксплуатации на улице или в помещениях с повышенной влажностью (ванная комната, баня и т.п.). Это происходит вследствие проникновения через поры некачественного покрытия влаги и других химических веществ, вызывающих нарушение адгезии покрытия с поверхностью изделия.

В зависимости от характера и степени загрязнения выбирают подходящие методы подготовки поверхности для покраски.

2. Подбор краски (системы) по типу пластика.

При покраске пластика необходимо учитывать материал из которого изготовлено изделие. Обычно тип пластика можно определить по маркировке на обратно стороне изделия. Маркировки могут быть следующие:

1. PET или PETE — Полиэтилентерефталат. Обычно используется для производства тары для минеральной воды, безалкогольных напитков и фруктовых соков, упаковки, блистеров, обивки. Такие пластики являются потенциально опасными для пищевого использования.

2. PEHD или HDPE — Полиэтилен высокой плотности. Производство бутылок, фляг, полужёсткой упаковки. Считается безопасными для пищевого использования.

3. ПВХ или PVC — Поливинилхлорид. Используется для производства труб, трубок, садовой мебели, напольных покрытий, оконных профилей, жалюзи, тары для моющих средств и клеёнки. Материал является потенциально опасным для пищевого использования, поскольку может содержать диоксины, бисфенол А, ртуть, кадмий.

4. LDPE и PEBD — полиэтилен низкой плотности. Производство брезентов, мусорных мешков, пакетов, пленки и гибких ёмкостей. Считается безопасным для пищевого использования.

5. PP — Полипропилен. Используется в автомобильной промышленности (оборудование, бамперы), при изготовлении игрушек, а также в пищевой промышленности, в основном при изготовлении упаковок. Считается безопасным для пищевого использования.

6. PS — Полистирол. Используется при изготовлении плит теплоизоляции зданий, пищевых упаковок, столовых приборов и чашек, коробок CD и прочих упаковок (пищевой плёнки и пеноматериалов), игрушек, посуды, ручек и так далее. Материал является потенциально опасным, особенно в случае горения, поскольку содержит стирол.

7. OTHER или О — прочие. К этой группе относится любой другой пластик, который не может быть включен в предыдущие группы. В основном это поликарбонат. Поликарбонат не является токсичным для окружающей среды, но может содержать опасный для человека бисфенол.

Кроме этого, производитель может маркировать пластик сокращенным наименованием, например, ABS, ASA, ПMMA и т.п.

Если маркировки нет можно попробовать определить тип пластика самостоятельно.

Определив марку пластика выбираем подходящий лакокрасочный материал, соответствующий условиям в которых будет эксплуатироваться изделие.

3. Покраска пластика.

Покраску производим в соответствии с рекомендациями на выбранный ЛКМ.

4. Сушка окрашенных изделий из пластика.

Соблюдая условия сушки указанные в технических условиях выбранного материала, мы должны получить покрытие максимально соответствующее характеристикам заявленным производителем.

5. Контроль качества покраски изделий.

1. Внешний осмотр на однородность покрытия и отсутствие дефектов окраски.

2. Адгезия покрытия к поверхности подложки.

Какую краску лучше использовать?

Существует несколько видов краски, которые можно применять для окрашивания пластика:

  • Акриловая эмаль на основе воды. Состоит из двух компонентов: краски и отвердителя. При правильном применении поверхность будет выглядеть так, словно покрыта лаком: однородная, устойчивая к выцветанию, механическому воздействию. Отлично подходит для крупных деталей, изделий из жесткого ПВХ, оконных рам, металлопластиковых дверей.
  • Краска «Soft-Touch». Матовое структурное покрытие, которое делает предметы приятными на ощупь и слегка шероховатыми. Популярным цветом много лет остается черный, краску применяют для покрытия флеш-карт, зажигалок, мебельной фурнитуры, создаваемых из пластика моделей техники, компьютерных мышей, панелей авто и т. д. Покрытие возвращает красивый вид даже деталям с дефектами – такая текстурная поверхность не требует обработки лаком.
  • Эмалевое покрытие. Обеспечивает создание однородного слоя, который устойчив к воде и растворителям из акрила. Краска создает эффектный глянец, хорошо подходит для небольших деталей, но требует дополнительного покрытия лаком.
  • Порошковое покрытие. Применяется для полиэтилена, полиуретана.
  • Виниловая краска. Продается в баллончиках, хорошо прилипает к поверхностям и становится их частью. Часто используется для покраски салона автомобиля.
  • Аэрозольная акриловая краска. Подходит для труднодоступных мест и небольших предметов. С ее помощью часто выполняют покраску пластиковых элементов скутеров и мотоциклов из АБС-пластика. Создает ровное покрытие и отличается экономичностью при использовании.

Виды красок для пластиковых поверхностей

Краски для работы с пластиком изготавливают с разным химическим составом.

Читайте также  Какие буквы в номерах

Водостойкая акриловая эмаль

Водные двухкомпонентные полиуретан-акриловые краски прекрасно ложатся на окрашиваемый материал, устойчивы к выцветанию и ультрафиолетовым лучам. Их базовым компонентом является сама краска. А второй компонент – это отвердитель, формирующий химическую и механическую стойкость акриловых водных эмалей. Этот полимер придаёт краске свойства хорошего лакового покрытия: декоративный вид, однородность слоя, устойчивость к атмосферным и механическим воздействиям.

Эти краски отличаются высоким качеством. Краска устойчива к воде, не смывается. Она покрывает обрабатываемую поверхность защитным слоем. Краска сочетает в себе функции грунтовки и красителя. Она применяется при покраске больших поверхностей. Ею можно красить сайдинг, сэндвич-панели, жёсткий ПВХ, строительный профиль, металлопластиковые двери и пластиковые оконные рамы.

Виниловая краска

Виниловые краски имеют невысокую цену, они экологически чисты. Но прочность у них низкая, их в настоящее время применяют всё реже.

Полиуретановая краска

Полиуретан-акриловую эмаль в аэрозольных баллончиках производят 2 видов:

  • Структурная краска софт-тач (soft-touch), дающая при высыхании чуть шероховатую «мягкую» поверхность, позволяющую скрывать различные дефекты окрашенной поверхности. Также пригодна для оригинального декора.
  • Монадная, которая применяется для окраски пластмассы в глянцево-яркий цвет, хорошо отражающий солнечные лучи.

Ассортимент выпускаемых красок достаточен для подбора нужного аэрозоля, необходимого для различных видов пластика.

ФОТО: gidpokraske.ru Полиуретан-акриловая эмаль в аэрозольных баллончиках

Структурная краска

На поверхности пластмассы краской можно создавать разнообразные эффекты, имитирующие текстуры ткани, дерева, штукатурки. Для этого в базовую часть пасты вносятся специальные текстурные добавки.

ФОТО: gidpokraske.ru Краска, создающая эффект структурированной поверхности

Матовая краска софт-тач

Матовая краска для пластика софт-тач приятна на ощупь, радует глаз. При изготовлении в неё добавляется некоторое количество резины. Лучше всего она смотрится в чёрном цвете. Её рекомендуется использовать для окраски предметов, которые часто приходится держать в руках – зажигалки, мобильники, футляр для очков и т. п. Очень износостойкая, хорошо сглаживает острые углы.

ФОТО: gidpokraske.ru Аэрозольная краска софт-тач

Аэрозольная краска

Краски, выпускаемые в виде аэрозолей, очень удобны в эксплуатации. При работе с ними не нужны кисти, валики, ванночки. Ими легко покрывать большие площади ровным слоем. Структурированные аэрозольнные краски допускают имитацию различных структур. Цвета сохраняются долгое время. Остатки в баллончиках хранятся длительный срок.

Выпускается два типа аэрозольных красок. Матовая софт-тач и монадная эмаль, которая придаст глянец поверхности.

Прочие разновидности

Имеется популярный экономичный универсальный вариант краски – жидкий пластик ПС-160. Краситель производится из смеси полистирола, органического растворителя, специальных и пигментных веществ. Применяется для окрашивания сайдинга, жёсткого ПВХ, сэндвич-панелей, пластиковых оконных рам и пластиковых дверей. Используется при покраске металла, кирпича, бетона, штукатурки, дерева.

Чем красить пластик салона авто

  • Зашкурить.
  • Обезжирить.
  • Выяснить, надо ли его грунтовать или нет.
  • Восстановить текстуру, если это необходимо.
  • Покрасить в желаемый цвет.

Чем зашкурить

Для матирования салонной пластмассы под грунт обычно достаточно красного скотч-брайта. Это абразивный материал на войлочной основе, похожий на жесткую сторону губки для мытья посуды. Преимущество перед мелкозернистой наждачкой состоит в мягкости, что позволяет данному инструменту качественно обработать различные изгибы и углубления.

Чем обезжирить

Маляры со стажем советуют использовать только антисиликон. Дело в том, что классические растворители в виде уайт-спирита или сольвента могут испортить пластмассовую единицу. Например, после использования органики образуются пятна, которые трудно скрыть даже покраской. К слову, от уайт-спирита мы уже рекомендовали отказаться при выполнении технологии, описывающей, как убрать гудрон с кузова машины не повредив краску.

Нужен грунт по пластику или нет

Причина комканья и отслаивания свежей краски в том, что предварительно не был нанесен грунт (праймер). Это состав со специальной формулой различных присадок и пластификаторов, который улучшает адгезию краски с поверхностью. Однако не все пластмассы нуждаются в обработке праймером. Чтобы установить, грунтовать ли салонный пластик или нет, необходимо провести два эксперимента:

  1. Поджечь кусочек обрабатываемого изделия.
  2. Погрузить деталь в воду.


Если пластмасса коптит и тонет, использовать грунт по пластику не обязательно. Когда же пластиковый элемент горит как восковая свеча и плавает на воде, без праймера не обойтись.

Важно грамотно подойти к выбору грунта. Так обычные автомобильные составы не годятся – краска вмиг слезает. Нужен специальный грунт, предназначенный именно для пластика.

Когда необходима структурная краска

Если вы когда-либо щупали черный пластмассовый бампер или темный корпус бокового зеркала автомобиля в недорогой комплектации, то наверняка ощутили, что осязаемая поверхность словно покрыта мелкими пупырышками. Матовый шероховатый эффект это есть структурный пластик. Изучаемая краска воссоздает этот же результат, и обычно используется для маскирования потертостей и легких царапин.

Что с самой краской

Сперва определитесь, какое покрытие вы хотите получить. Вот некоторые примеры:

  • Soft-Touch. Обычно применяется для торпедо. Поверхность получается слегка шелковистой и прорезиненной. Такое покрытие наносится на панель с завода.
  • Обычное, шероховатое. Наносится на жесткий пластик. Например, боковые части центральной консоли, нижние накладки на дверные карты или ручки для закрывания дверей.
  • Глянцевое. Используется для отделки салонных рычагов, предназначенных для открытия двери.

Затем выясните для себя, какому оттенку отдать предпочтение. Если покраска интерьера планируется исключительно в реставрационном ключе, то потрудитесь найти фирменный каталог с распределением цветов внутренностей и наружностей по VIN-номерам. Оригинальная краска, подобранная по заводскому каталогу (например, у VW это ETKA), сохранит монотонность общей картины интерьера. Так будет из-за того, что между окрашенными и неокрашенными деталями не будет заметного различия.

К сведению. Для реставрационных мероприятий краску лучше заказывать оригинальную и только у производителя автомобиля.

Если вести разговор в плоскости приведенных примеров, то как раз аэрозольный баллончик Soft-Touch лучше приобрести по официальной линии. Чтобы получить обычный шероховатый слой, достаточно использовать классическую краску в паре со структурной. Приведем примеры для распространенных оттенков:

  • Черный. Подойдет ВАЗовский черный Космос (код 665).
  • Серый. Отлично ложится ВАЗовский декорант (графит), предназначенный для бамперов.

Впрочем, цвет и происхождение краски – вещи сугубо индивидуальные и подбираются исключительно по собственным предпочтениям. Продолжая разговор о шероховатых покрытиях, уместно упомянуть об известном RAPTOR U-POL, защитном покрытии для экстерьера авто, и его подобии – HB BODY.

Глянцевые объекты – это обычная краска, покрытая несколькими слоями лака. Последний рекомендуется приобретать в аэрозольных баллончиках. Жестких требований к этому компоненту нет.

Красить пластиковые детали салона авто мы рекомендуем только баллончиком. При нанесении эмали кистью есть риск образования потеков. К тому же сохнет такой слой гораздо дольше, а это значит, что вероятность поймать частицы пыли значительно выше.

Выбираем грунтовку для пластика

Для пластика используется жидкий грунт-эмаль на акриловой основе. Данный компонент быстро сохнет, создавая на поверхности пластика слой, хорошо сцепляющийся с краской. При этом подобный компонент способен удерживать краску даже под воздействием солнца и влаги. Наконец, существует способ нанесения подобного грунта распылением. Это не только быстро, но и очень экономно.

Кстати! Если после высыхания грунта обработать его наждачной бумагой, поверхность приобретет матовый цвет и станет еще лучше сцепляться с краской.

Как покрасить пластик из баллончика

Технология окрашивания пластмасс в этом случае ничем не отличается от обработки других материалов:

  • Окрашиваемую поверхность нужно оклеить по периметру строительным скотчем, а соседние участки защитить бумагой или клеенкой.
  • Баллончик следует хорошо встряхнуть (по инструкции на этикетке – от 30 секунд до 3 минут).
  • Краску распыляют на подготовленную поверхность с расстояния 20–30 см.
  • Наносят состав плавными ровными движениями в один тонкий слой. Баллончик при этом держать вертикально.
  • Аэрозольная краска ложится тоньше, поэтому нужно нанести два–три слоя.
  • Каждый слой должен высохнуть, прежде чем будет нанесен следующий (обычно краска из распылителя сохнет 15–20 минут).
  • Сразу после нанесения последнего слоя надо удалить с пластика строительный скотч.

Совет! Если нужно окрашивать большие поверхности, стоит приобрести специальный наконечник для баллончика. Он поможет отрегулировать количество распыляемого состава и равномернее его распределить.

Когда эмаль полностью высохнет, ее можно покрыть сверху акриловым лаком (глянцевым или матовым). Этот прием годится при любом способе нанесения краски. Лак защитит покрытие от повреждений и продлит срок его службы, а также дополнительно выровняет поверхность. Наносят его так же, как и краску, а затем высушивают.

Читайте также  Простой курятник своими руками

Таким образом, пластик вполне можно качественно окрасить своими руками. Надо лишь внимательно отнестись к выбору краски и старательно подготовить поверхность.