Виды и маркировка такелажных строп

Виды и маркировка такелажных строп

Стропы – это инструментарий для подъема и транспортировки грузов. В качестве основы для стропы выступает стальной трос, прочный канат или цепь. Вне зависимости от материала приспособление обязано надежно держать груз для обеспечения его сохранности, а также техники безопасности на производстве. Такелажное оборудование должно отвечать требованиям по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации грузовых строп.

Сфера использования строп обширна. Она включает сельское хозяйство, строительство и реконструкцию, работу на промышленных объектах, складах. Основная классификация строп разделяет их не по грузоподъёмности или длине, а по материалу изготовления.

Цепные стропы — из чего изготавливают, виды и преимущества

В основе подобных изделий лежат многозвеньевые цепи, которые одевают на овальное кольцо. У подобных строп отмечают следующие преимущества:

  • ремонтопригодность (при необходимости, можно заменить одно или несколько поврежденных звеньев);
  • возможность изменения длины ветвей за счет корректировки количества звеньев цепи;
  • хорошая гибкость, что предотвращает повреждение груза;
  • широкий выбор вариантов крюков;
  • стойкость к высоким и низким температурам, огню, воздействию пламени;
  • высокая прочность (грузоподъемность одной цепи 12 класса достигает 3150 кг).

Одновременно цепные стропы имеют довольно большой вес, что необходимо учитывать при использовании грузоподъемной техники. Сегодня для выполнения грузовых работ используют следующие виды цепных строп:

  • 1СЦ – состоят из 1-й ветви;
  • 2СЦ – включают уже 2-е стальные ветви, что повышает максимальную грузоподъемность (наиболее универсальный вариант для строительной сферы);
  • 4СЦ – состоит из 4-х ветвей (еще часто подобные стропы называют пауками), что позволяет перемещать негабаритное оборудование либо груз;
  • ВЦЦ (ветвь цепная) – используют обычно для соединения груза с техникой, в качестве запасной части при ремонте;
  • УСЦ – строп, соединенный в кольцо, что позволит использовать его при подъеме негабаритного груза, предметов с острым краем.

Цепные стропы

Цепной строп — это цепь из стальных звеньев, соединенных друг с другом путем сварки. Очень прочная конструкция, гибкая и удобная. Выдерживают грузы с острыми краями.

Такие стропы просто ремонтировать. Их не портят кислоты, открытый огонь, низкие температуры. По сравнению с канатными стропами, цепные весят больше.

Стоимость одноветвевого цепного стропа с грузоподъемностью 1 тонна — около 1000 рублей, 8 тонн — примерно 5000 рублей.

Модели

  1. Одноветвевой строп (1СЦ). Может использоваться при экстремально низкой или высокой температуре.
  2. Двухветвевой строп (2СЦ). За счет двух ветвей обладает большими грузоподъемными возможностями, чем 1СЦ. Если нагрузка критическая, звенья цепи растянутся, но не разорвутся. Используют в такелажных работах и при строительстве. Строп вешают на крюк крана. Можно корректировать длину ветвей.
  3. Четырехветвевой строп (4 СЦ). Этот строп называют также цепным пауком. Состоит из звена и четырех ветвей из цепей. Применяется для подъема и транспортировки нестандартного по форме груза.
  4. Ветвь цепная (ВЦЦ). Обычно служит запчастью для ремонта цепного стропа, но может применяться и автономно для соединения груза и грузоподъемной техники.
  5. Кольцевой строп (УСЦ). По-другому называется универсальным. Цепь в таком случае имеет вид кольца. Применяется для подъема и транспортировки грузов в экстремальных температурных условиях. Подходит для перемещения грузов с острыми контурами.

Маркировка

На бирке, прикрепленной к стропу обязательно наличие следующих сведений:

  • вид стропа (количество ветвей и их материал);
  • грузоподъемность в тоннах;
  • длина стропа в миллиметрах;
  • порядковый номер;
  • дата проведения тестирования приспособления на заводе;
  • название завода-изготовителя;

Правила осмотра и выбраковки текстильных строп

Периодичность осмотров зависит от интенсивности применения текстильных строп. При редком их использовании достаточно визуальным путём убедиться в отсутствии поверхностных дефектов. Однако если рассматриваемые приспособления применяются ежедневно, их ревизия должна выполняться не реже трёх раз в месяц, что регламентируется отраслевыми нормативными документами.

Каждая стропа снабжается бирками, в которых указывается срок предыдущей проверки и допускаемое испытательное усилие (оно должно превышать номинальное не менее чем в 7 раз). В ходе проверки устанавливают:

  1. Состояние лент, колец и соединительных скоб.
  2. Исправность защёлкивающихся элементов: карабинов, крючков и т. п.
  3. Наличие отчётливого клейма о технологических возможностях строп.
  4. Отсутствие пятен от кислот и щелочей, независимо от их площади.
  5. Отсутствие расслоения многослойных строп (допускается на длине не более 200 мм по среднему ряду и 100 мм – по крайнему ряду).
  6. Отсутствие любых поверхностных трещин на стальных деталях.

Не должны допускаться к использованию стропы, имеющие порезы (как продольные, так и поперечные), узлы и разрывы, длина которых превышает 100 мм. На лентах должны отсутствовать любые прожоги и отверстия.

На бирках текстильных строп указывается значение проверочной нагрузки, ГОСТ или ТУ, по которым изготовлено изделие, материал, температурные пределы применения, фактическая длина стропы и её марка. Может указываться и дополнительная информация, например, об особенностях строповки отдельных грузов.

Приобретение текстильных строп должно производиться только у проверенных производителей, систематически занимающихся выпуском подобной продукции. Цена на такие изделия колеблется в пределах от 400 до 1000 руб. — для простых одноветвевых строп, от 1500 до 5000 руб. – для многоветвевых и многослойных.


[xyz-ihs snippet=»posledniy»]

Маркировка стропов

К изделиям крепятся бирки, на которых сохраняется следующая информация:

  • Вид стропа (материал изготовления, количество ветвей);
  • Длина изделия;
  • Грузоподъемность (рабочая нагрузка);
  • Порядковый номер;
  • Дата проведения тестирования в заводских условиях;
  • Название производителя.

Выбор стропов должен учитывать тип, массу, габариты груза, с которым предстоит работать, отвечать условиям эксплуатации. Запрещается использовать поврежденные изделия.

Наш завод завод грузоподъемного оборудования ООО «Стартком» производит грузовые стропы разных видов и другие элементы такелажа для снабжения складов и объектов строительства, транспортных предприятий. Выпускаемая продукция характеризуется высоким качеством и надежностью, отвечает требованиям ГОСТ.

Особенности конструкции тросового стального стропа

  • Стальной канат изготавливается на металлическом сердечнике. В качестве такого сердечника выступает прядь, навитая из проволоки.
  • Сердечник также может быть органическим, например свитым из нитей полипропилена, изготовленным из пеньки или джута.
  • Несмотря на исключительную прочность, транспортировка и хранение канатов требуют использования специальных смазок.

Разновидности строп

  • Сухие канаты, не требующие смазки
  • Изделия без наружной смазки (смазываются исключительно пряди)
  • Полностью смазанные канаты (смазку наносят на пряди, и на внешнюю поверхность каната).

Имеет значение направление свивки прядей:

  • Стандартные тросы/канаты имеют правую свивку, которая по умолчанию никак не обозначается в маркировке изделия.
  • Тросы левой свивки имеют в номенклатурной маркировке литеру «Л».
  • Также различают изделия по направлению свивки элементов каната – имеющие крестовую свивку никак не обозначаются по умолчанию.
  • Элементы с односторонней свивкой имеют специальную литеру «О» в обозначении.

Цинковое покрытие и его преимущества

Стальной тросовый строп может иметь цинковое покрытие, обозначаемое соответственно «ОЦ», или же быть изготовленным из проволоки без покрытия, с обозначением в номенклатуре «СВ».

Следует помнить, что стальной строп с цинковым покрытием более защищен от атмосферных осадков, и может использоваться в условиях высокой влажности. Такие изделия обладают повышенной коррозийной стойкостью и соответственно обладают увеличенным эксплуатационным ресурсом.

Читайте также  Декоративный шнур для потолка

В процессе производства стальной тросовый строп получает рихтовку для предотвращения самопроизвольного раскручивания концов. При обрыве, концы проволок не выступают наружу. Также за счет частичного отпуска исключается образование петель, и осевое вращение при обрезке. Такие канаты имеют литеру «Н» в маркировке.

Основные исполнения текстильных ленточных строп

При производстве текстильных ленточных строп основными исполнениями являются строп текстильный петлевой СТП и строп текстильный кольцевой СТК. Петли и кольцо формируется методом сшивки концов отрезка ленты согласно технологии. Выделяют 3 основных вида формирования петли на концах текстильных строп типа СТП:

1) плоская петля: петля получается пришиванием ленты, повернутой без скручивания;

2) скрученная петля: петля формируется путем пришивания свободного конца ленты, предварительно повернутого на 180 о так, чтобы лицевая сторона ленты ложилась на изнаночную сторону основной части ленты;

3) сложенная петля: петля получается путем сложения вдвое той части ленты, которая образует петлю.

Петли текстильных строп больше других частей подвергаются механическому воздействию, поскольку непосредственно соприкасаются с крюком грузоподъемного механизма. Для предотвращения преждевременного выхода из строя стропа вследствии износа петель, петли обшиваются протекторной тканью.

В зависимости от расположения лент при сшивке и изготовлении петель, можно выделить еще ряд исполнений текстильных ленточных строп.

Для удобства навески ветвей стропа на грузовой крюк и увеличения срока службы изнашиваемой части стропа применяются звенья в виде неразъемных или разъемных элементов. Подобные звенья могут устанавливаться и в нижней части стропа, также как крюки и скобы. Таким образом возможно изготовление многоветвевых строп типа 1СТ, 2СТ, 3СТ и 4СТ, которые используются для работы с крупногабаритными грузами и грузами обладающими значительной массой, при наличии точек крепления.

Расчет многоветвевых стропов производится с условием, что угол между ветвями не должен превышать 120°. Для трех- и четырехветвевых строп расчет нагрузки на ветви производится с условием что груз должен удержаться даже при обрыве одной из ветвей стропа. Как и для стандартных исполнений, коэффициент запаса прочности для каждой отдельно взятой ветви многоветвевых строп, по отношению к их разрушающей нагрузке, должен быть не менее 7.

Всё про материалы используемые для производства строп

Сегодняшняя популярность текстильных стропов набирает обороты – это происходит благодаря разработке новых волокон из полимерных материалов, а также развитию химической промышленности в целом. Область применения таких строп невероятно широка, они применяются в транспортных компаниях, на складских предприятиях, в промышленности.

Существуют две основные технологии, по которым изготавливаются текстильные стропы(тросы):

  1. Ленточная – стропа состоит из плоских лент, сшитые в несколько слоёв. Вид таких строп может быть петлевой (с петлями или крюками на концах) или кольцевой (стропа сшита кольцом).
  2. Круглопрядная – сделана в виде сердечника из тонких нейлоновых нитей закрепленных чехлом.

Указанные выше технологии производства делают трос конкурентоспособным на рынке, благодаря преимуществам – они устойчивы к температурным изменениям, к воздействию химических веществ; они более прочные, эластичные, гибкие, способны приспосабливаться к транспортируемому грузу, из чего следует, что они способны предотвратить порчу груза.

Производственный материал

При производстве канатов и текстильных строп используются различные материалы на основе полиэстера, полиамида и полипропилена (капрон, нейлон, хлопок, кевлар, дайнема). Каждый из этих материалов имеет свои отличительные особенности для работы с определённым видом грузов и при определённых условиях, а также в альпинизме и при высотных работах. Подробнее остановимся на каждом из материалов.

Текстильные стропы

Существует три основные разновидности текстильных стропов – это ленточные, канатные и цепные. Среди первых выделяют стропы:

  • текстильные ленточные;
  • кольцевые;
  • петлевые;
  • одно-, двух-, трех-, четырехветвевые стропы текстильные;
  • стропы текстильные круглопрядные;
  • хлопковые;
  • канаты;

Отметим, что вторая разновидность, как ленточный канатный строп изготавливается только из стали (стальной канат). Третий же вид строп (цепные) менее распространён, но, так как его производят из железа, он имеет одно неоспоримое преимущество – пожароустойчивость, этим и объясняется их дороговизна по сравнению с ценой на текстильные стропы.

Выделяют также ещё один вид строп – это строп из полиамидного каната. Это крученная веревка, которая состоит из нейлона, силона, капрона и других полимеров. Большую популярность строп из полиамидного каната приобрел за счет своих характеристик. Температурный режим его работы от -45 до +60 градусов. Маленький вес и гибкость позволяют легко транспортировать и монтировать стропы из полиамидного каната.

Стропы из полиамидного каната

Наибольшее распространение по материалу изготовления имеют полиамидные канаты, состоящие из капрона (капроновый строп) и нейлона (стропа из нейлона).

С точки зрения альпинизма все эти стропы с полиамидным канатом имеют ряд различий.

– Стропа из нейлона (нейлон) – один из самых старых материалов для изготовления веревки. Упругий, легко окрашивается в любые цвета, весьма популярен среди покупателей.

– Строп из капронового каната (капрон) наиболее распространен и популярен среди прочих его отличает низкая стоимость, хорошая упругость, прочность на разрыв, высокая температура плавления, легко окрашивается.

Отличительная же черта всех строп из полиамидного каната – это особо высокая прочность, благодаря материалу изготовления. Они обладают ударной вязкостью и не поддаются износу, однако стоит отметить, что разрывная нагрузка каната снижается при его намокании. Солнечная радиация тоже оказывает отрицательное воздействие – стропы стареют и становятся хрупкими, однако именно полиамидный канат в основном изготавливается из светостабилизированной нити, что позволяет избежать светостарения. Данный вид строп применяется:

  1. В быту – при проведении высотных работ, оснастки морского и речного оборудования – швартовые канаты, бегучий и стоящий такелаж.
  2. В промышленности и строительстве – операции с грузами, изготовление авраийно-спасательного снаряжения.
  3. В дизайне – декоративное оформление помещений, такие элементы как веревочный мост и прочее.

Стропы из дайнемы

Стропы из дайнемы – намного прочнее строп из капронового каната, но менее упругие, более легкоплавкие. Дайнема (dyneema) – материал белого цвета, скользкий, он практически не окрашивается. Его основное преимущество – отличная стойкость к ультрафиолетовому излучению, к агрессивным средам.

Дайнема не намокает, не тонет и обладает высокой износостойкостью. Области применения строп из этого материала: нефтяная и газовая промышленность, электроэнергетика, морское дело, строительство, аэростатное дело, альпинизм.

Кевларовые стропы

Кевларовая стропа – также много прочнее строп из капронового каната. Главная её особенность – материал (кевлар) с высокой температурой плавления, устойчив к окрашиванию. Типичный цвет волокон – светло-бежевый.

Использование кевларовых строп разнообразно, например, в стоячем такелаже парусных судов, как парашютные стропы, а также в других областях, для которых характерны неблагоприятные условия эксплуатации.

Из недостатков можно отметить только отрицательное воздействие воды и ультрафиолета.

Брезентовые стропы

Материал изготовления этих строп брезентовая лента (техническая хлопковая) безчелночного типа, тяжёлая, крашенная. Брезентовые стропы применяются для изготовления армейского, охотничьего снаряжения, перетяжки поверхности мебели и в других областях.

Условия хранения

Хранить стропы в промежутках между использованием следует в сухих помещениях в висячем положении, вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов.

Читайте также  Что сначала клеить обои или стелить линолеум

Перед размещением на хранение СИЗ должны быть очищены от загрязнений и просушены. Хранение средств индивидуальной защиты в одном помещении с горюче-смазочными материалами категорически запрещено.

При длительном хранении необходимо регулярно производить смазку подвижных элементов. Гарантийный срок хранения/эксплуатации составляет 3-5 лет.

При эксплуатации в экстремальных условиях срок службы сокращается до одного применения. К таковым относятся работы при экстремальных температурах, предельно допустимых нагрузках, в контакте с агрессивными химическими веществами или острыми гранями.