Как рассчитать объем щебня

Насыпная плотность – масса 1 куб. м щебня в неуплотненном состоянии. Она указана в сертификате соответствия и различна для разных фракций и видов материала. Например, известняк — самый легкий из-за слоистой и пористой структуры, а гранит — наиболее тяжелый ввиду высокой плотности. Если нет возможности ознакомиться с сертификатами, ориентируйтесь на примерные показатели в соответствии с ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8269.0-97.

Таблица 1. Насыпная плотность щебня разных видов

Щебень Размер фракции,мм Насыпная плотность,кг/м3
Гранитный 20 – 40 1370 – 1470
40 – 70 1380 – 1450
70 – 250 1400
Известняковый 10 – 20 1250
20 – 40 1280
40 – 70 1330
Гравийный 0 – 5 1600
5 – 20 1430
20 – 40 1400
40 – 100 1650
>160 1730
Шлаковый независимо от размера частиц 800

Перед тем как рассчитать, сколько нужно щебня на площадь, проанализируйте сопутствующие факторы. Основной из них – коэффициент уплотнения. Эта безразмерная величина характеризует, насколько объем материала уменьшится при трамбовке катком или в ходе естественного уплотнения при перевозке. ГОСТ 8267-93 не требует обязательного указания этого параметра в сопроводительных документах, поэтому ориентируйтесь на условия СНиП 3.06.03-85:

  • при транспортировке в грузовой машине коэффициент равен 1,1;
  • при трамбовке высокопрочных марок гранитной, гравийной щебенки– около 1,3;
  • при утрамбовке материалов марок 300 – 600 – до 1,52.

Показатель актуален для насыпных материалов с размером фракций 40 – 70 и 70 – 120 мм. Для других видов его обычно не применяют, поскольку в дорожно-строительных работах мелкую щебенку используют для расклинцовки (заполнения пустот), а не для обустройства оснований. Однако из нее делают фундаментную подушку, а для этих целей подходит щебенка 20 – 40 мм. Если нужно произвести расчет щебня для фундамента, также применяйте коэффициент 1,3.

Габариты грунтовой дороги

Ширина грунтовой дороги общего пользования должна быть достаточной для того, чтобы на ней могли одновременно разъехаться два транспортных средства. В идеале она должна составлять 4…5 метров. Если дорога будет вести непосредственно к воротам вашей дачи, а пользоваться ею будете только вы, для такой дачной дорожки тогда достаточно будет и 2-х метров в ширину.

Как построить дорогу своими руками: экономичный вариант на основе щебня и шлака

Для того, чтобы избавиться от грязи и слякоти, подъездные пути достаточно застелить щебнем, гравием, шлаком или асфальтной крошкой. По опыту многочисленных строителей вариант этот довольно практичен, особенно если грамотно его реализовать.

Вот, что пишет о подобном методе обустройства грунтовой дороги один из пользователей нашего форума.

Мой опыт строительства дороги без использования нанотехнологий. 30-40 метров до участка лежало реально через болотину, которая просыхала минимум к июлю.
Как делалась моя дорога до участка своими руками:

  • Прокопана канава глубиной в 1 м вдоль участка дороги – экскаватор (700 р.);
  • Грунт вываливался на дорогу;
  • Полтора КамАЗа крупного бута (мне повезло – в городе меняли бордюры — практически халява) – 3–4 т. Р;
  • 3 КамАЗа асфальтной крошки — 12 т.р.

Итого, примерно, 16 т.р. Дорога получилась не хуже, чем в городе. Срок наблюдения – 4 года. Изменений не замечено. Разве только небольшая колея от тяжелой техники и неровности от неравномерного распределения асфальта.

Но это частный случай. Для создания дешевой грунтовой дороги своими руками давно существует надежная и проверенная временем технология, и в большинстве случаев будет правильно применять именно ее.

Строительство такой дороги производится в определенной последовательности. В первую очередь, с поверхности почвы снимается плодородный (растительный) слой толщиной 25-30 см. Это делается с помощью грейдера или другой специализированной дорожно-строительной техники.

В результате получается своеобразное корыто, дно которого должно быть выполнено в виде двухскатного профиля. Это делается для стека дождевой воды с проезжей части в небольшие кюветы, образовавшиеся по краям будущей дороги.

Дно профилированного «корыта» можно утрамбовать грунтовым катком, после чего на его поверхности следует создать песчаную подушку. Она призвана улучшить дренажные качества будущей дороги. Толщина песчаного слоя должна составлять 15–20 см. Песок следует утрамбовать и поверх него настелить слой щебня. В качестве верхнего покрытия можно также использовать гравий, шлак или асфальтную крошку. Толщина верхнего слоя должна быть в пределах 20-ти сантиметров – посередине дороги и около 10-ти см – по ее краям.

Как укрепить дорогу на даче

После осуществления перечисленных мероприятий грунтовую дорогу к своему загородному участку можно считать готовой. Осталось только утрамбовать ее поверхность катком или, на крайний случай, грузовым транспортом, который использовался для подвоза гравия. Подобный вариант грунтового покрытия хоть и является сравнительно надежным, его долговечность может быть поставлена под сомнение (особенно при интенсивных условиях эксплуатации) и вскоре потребует ремонта. Вот, что говорит по этому поводу наш форумчанин.

Щебень фракция 40-70 10 см после весны ушел в грунт, наблюдаю второй сезон. С вторичным щебнем примерно то же самое. Машина не вязнет, но и душа уже не радуется, пешком грязно.

На FORUMHOUSE вы узнаете, как сделать ремонт грунтовой дороги своими руками, и кто должен платить за это в дачном поселке.

Вывод: для того, чтобы насыпные покрытия со временем не расползались, а их слои были четко разделены между собой, правильно использовать более совершенные, но и более дорогостоящие технологии. Они требуют применения таких материалов, как геотекстиль, геосетка или объемная георешетка.

Затраты декоративного щебня

Для расчета по нижеследующей формуле удобно использовать данные насыпной массы в размерности кг/литр:

  • для фракции 3-5 мм – 1,3 кг;
  • 5-10 – 1,4 кг;
  • 10-20 – 1,5 кг;
  • 20-40 – 1,65 кг.

Затем вычисление проводится таким умножением:

  • Мк = Мн х Тс х 10, где Мк – вес щебенки конечный, кг;
  • Мн – вес насыпной, по таблице, кг/л;
  • Тс – требуемая толщина насыпи, см.

По такой схеме на 5 сантиметров слоя с фракцией 3-5 мм потребуется: 1,3 х 5 х 10 = 65 кг. Цифра актуальна для 1 м 2 – ее нужно умножить на площадь всей рабочей области. Пример пригодится для выполнения ландшафтных задач.

Легкая дорожка с песчаным основанием

Облегченный вариант, который можно сделать на участке самостоятельно. Он подойдет только для пешеходных дорожек — от транспорта и груженых тачек плиты расшатаются в песке. Зато песочная подушка не потрескается от смены температур, как может неправильно уложенная бетонная. Обязательно прокладывайте слои геотекстилем — песок не будет вымываться, и вам не придется постоянно подсыпать новый под плиты.

На песчаную подушку дорожка укладывается по такой схеме (сверху вниз):

  1. Декоративное покрытие
  2. 5 см мелкого песка
  3. Геотекстиль
  4. 10 см крупного речного песка (можно заменить на мелкий щебень)
  5. Геотекстиль
  6. утрамбованное грунтовое дно

Итого, сколько песка и щебня нужно для дорожки на песчаном основании из расчета на 1 кв. м:

  1. мелкого песка — 0,05 кубометра;
  2. крупного песка или щебня — 0,1 кубометра.
  1. Утрамбовывайте каждый слой сыпучего материала. Это гарантия, что дорожка не просядет, а плиты или бетон не потрескаются.
  2. Покупайте материалы с запасом, особенно пригодится песок — им нужно будет засыпать швы между плитами и подсыпать дорожку, если плиты начнут проседать.
Читайте также  Чем приклеить ламинат к бетону

Технология строительства

Для максимально качественного выполнения работ по отсыпке дороги щебнем необходимо привлечение специальной дорожно-строительной техники, такой как автогрейдер, дорожные виброкатки, грузовые автомобили для подвоза материалов. Связано это с трудоемкостью некоторых производственных процессов. Но сделать такую работу своими руками при небольших объемах – дело вполне осуществимое.

Выделяют несколько основных этапов строительства дороги из щебня для долговременной эксплуатации.

Снятие верхнего слоя грунта

При помощи бульдозера срезается слой грунта глубиной до 30 см, после чего тщательно утрамбовывается катками.

Таким образом подготавливается место для следующего этапа.

Устройство песчаной подушки

Толщина слоя варьируется от 20 до 40 сантиметров. Слой песка также плотно утрамбовывается. Для более полной усадки производят проливку слоя водой.

Устройство щебеночной подушки

На этом этапе производят отсыпку слоя известкового щебня, так называемой подушки. Она служит основанием для укладки основного покрытия из гранитного щебня.

Используется крупная фракция для улучшения дренажных свойств. Слой также утрамбовывается катками.

Отсыпка верхнего слоя

Последний слой нужно засыпать гранитным щебнем более мелкой фракции.

Грейдирование

После засыпки последнего слоя гравия необходимо произвести выравнивание дорожного полотна по всей площади.

После этого производят финальную тщательную трамбовку.

Правильное и последовательное выполнение всех этапов работ обеспечит долговечность и хорошие эксплуатационные качества дороги.

Немаловажным этапом работ является обустройство обочин. Как правило, подсыпка обочин для поднятия их уровня производится из грунта близлежащей территории. После выполнения подсыпки обочин выполняется их разравнивание и укрепление.

Для устройства временного покрытия, например, для организации подъезда к месту проведения строительных работ, которое не предполагает длительного использования насыпной дороги, выполнение всех этапов не является обязательным условием. Место, в котором предполагается проезд транспорта, просто отсыпается щебнем и разравнивается, иногда даже без дополнительной трамбовки.

Основные характеристики щебня разных типов

По типу своего происхождения такой продукт, как щебень, представляет собой строительный или даже декоративный материал нерудного происхождения. Его используют в ремонтно-строительных работах в качестве самостоятельной продукции для реализации строительных задач или в качестве материала, входящего в перечень ингредиентов для растворов при создании разнообразных железобетонных изделий, элементов или конструкций. Классификация данного материала ведется в зависимости от такого фактора, как происхождение или место его добычи, и в зависимости от типов минералов.

Главное, производя расчет объема щебня, надо помнить, что его расход и количество это параметры, напрямую зависящие от типа, среднего размера его фракций, их формы, прямого назначения согласно типу и техническим указаниям, говорящим о приемлемых условиях эксплуатации того или иного вида материала.

По месту, где производится добыча сырья, щебень можно разделить всего на три основные группы, такие, как:

  • морской,
  • горный,
  • речной.

Основные характеристики щебня гравийного.

Все существующие виды характеризуются такими параметрами, как высоко прочностные свойства, повышенная устойчивость к износу в процессе эксплуатации, к низким температурам. Поставщики минералов такого типа просто обязаны указывать для каждой партии продукции соответствующий ее качеству уровень морозостойкости. Это очень важный параметр, потому что он способен оказывать влияние на такие свойства материала, как его плотность, сечение его граней и средние габариты фракций минералов.

Нормы расхода того или иного типа щебня это величины, находящиеся в прямой зависимости от всех индивидуальных параметров материала, от типа и размера каждой его фракции. Перед тем как браться за расчеты объемов для решения той или иной задачи, следует поинтересоваться о том, к какому типу относится материл, каким образом производилась обработка его поверхностей, какими размерами обладают его частицы, сколько циклов обработки сыпучий материал прошел (2 или 3), перед тем как получит статус готового к использованию.

В процессе составления наиболее точных расчетов объема материала следует брать в расчет присутствие в нем и иных сыпучих добавок. И если таковые имеются, то не следует выпускать из виду их технические параметры.

Вернуться к оглавлению

Затраты строительного материала

Для определения этого параметра нужно оперировать описанием физико-химических параметров используемой щебенки, а именно, знать ее истинную и среднюю плотность, водопоглощение по массе, предел прочности на сжатие и дробимость. Все эти характеристики обязательно указываются в паспорте на продукцию.

Пример расчета.

Нужно рассчитать расход для засыпки на 1 м2 в 20-сантиметровый слой. Объем основания равняется:

  • 0,2 м х 1 х 1 = 0,2 м3, где 0,2 – толщина слоя;
  • 1 и 1 – габариты основания.

Затем по паспорту смотрим удельный вес и коэффициент уплотнения. Для примера берем 1,5 т/м3 и 1,3. Рассчитываем расход насыпного материала:

  • 0,2 х 1,5 х 1,3 = 0,39 тонн – это и есть конечные данные, где 0,2 – основание фундамента на квадратный метр;
  • 1,5 – вес одного кубометра насыпи определенной марки;
  • 1,3 – коэффициент уменьшения материала при тромбовке.

Правильно полученные данные определяет успешность работы и соответствие фундамента или другой конструкции эксплуатационным стандартам. Полученные цифры используются для строительных целей.

Видео: Бетонный щебень — фракция 5-20 мм

Расчет объема материала: особенности

Для того чтобы вычислить необходимый объем материала, нужного, к примеру, для создания основы под фундамент или для иных работ, необходимо в первую очередь обладать следующими цифрами:

Физико-механические свойства шлакового щебня.

  1. Коэффициент уплотнения – величина постоянная, узнать которую можно из нормативной документации к соответствующему типу материала.
  2. Удельный вес материала из расчета на 1 м³. Данную величину можно узнать у поставщика или обратиться к сертификату качества подобной продукции, там непременно должна быть указана эта величина. Важно понимать, что удельный вес не зависит от величины фракций, а только от типа минералов.
  3. Площадь конструкции, которую необходимо создать.

Для того чтобы понять, каким образом производится расчет, следует рассмотреть его производство на примере.

Расчёт щебня! как правильно?

Выбрать качественный стройматериал с учетом невероятного количества информации в сети несложно. Гораздо сложнее произвести точный расчет, чтобы купить достаточное количество материала. Подсчет щебня, особенно для новичков, не самая легкая задача.

Что нужно знать о расчете объема щебня?

Одними из решающих факторов являются форма и размер. Но есть и другие ключевые особенности стройматериала:

  • Размер. Размер фракции напрямую отражается на насыпной плотности. Если камни будут большие, плотность окажется минимальной.
  • Лещадность. Термин подразумевает уровень пластинчатости стройматериала и число иголок. Эти два параметра отражаются на заполнении нужного объема щебнем. Если строительный материал кубический, его плотность будет приличной. В случае с пластинчатым и игольчатым щебнем, плотность не может быть большой, поскольку оказывается более чем достаточно свободных областей. Таким образом, образуется перерасход.

Добиться нужно наиболее оптимальной плотности. Процент лещадности не должен превышать 15 единиц. Если строительные работы проводятся с целью устройства воздушных подушек, отсыпок, покупать стоит обычную щебенку. Поскольку в данном случае свободное пространство — это плюс.

  • Влагопоглощение. Уровень поглощения влаги у каждой фракции стройматериала разный. Также важную роль играет его пористость. Если пересчитывать материал с тонн на кубометры, можно ошибиться. Среднее значения поглощения составляет около 10 процентов.
Читайте также  Срок службы бетона

Как правильно проводить расчет щебня

1400 килограмм на 1 кубический метр — это относительной средняя характеристика плотности щебня. Учитывать также нужно следующие моменты:

  • Какая толщина основания (расчет производится в метрах).
  • Какой удельный вес стройматериала. В сертификате качества информация должна быть указана.
  • Какая неизменная величина. Термин означает коэффициент уплотнения при проведении укатки (в отдельных случаях — вибро-трамбовки).

Не стоит считать антонимами фракцию и удельный вес — параметры не имеют ничего общего. Допустим, 1 куб гранитного щебня может весить 1600 килограмм. В то время как один куб доломитового камня на 100 килограмм меньше, хотя фракции аналогичные.

Как сэкономить деньги на покупке щебня

Если материала нужно достаточно, а бюджет ограничен, можно обратить внимание на вторичный щебень.

Существует переработка. Перерабатывается множество материал

а — асфальт, бетон, кирпичи, перекрытия. Во время сноса зданий или покрытия нового асфальта материала оказывается более чем достаточно. Переработка включает в себя дробление. За счет этого факта стоимость щебня уменьшается. Щебенка бывает асфальтовой, кирпичной, бетонной. Все зависит от того, какой изначально был материал. Например, при сносе кирпичного здания проводится переработка и в продажу поступает кирпичная щебенка.

Принято считать, что именно бетонная щебенка самая долговечная и надежная. Но, невзирая на «народное мнение», достаточно изучить характеристики, чтобы убедиться, что стройматериал из гравия или гранита обладает практически аналогичными параметрами.

Что нужно знат ь о вто ри чной щеб енке?

  • Уровень морозоустойчивости ниже в сравнении с первичным стройматериалом. Но если знать, для чего покупать стройматериал, имеющегося уровня будет достаточно;
  • Уровень водопроницаемости и водопоглощения значительно ниже чем у первичного щебня;
  • Не идеальные, но средние показатели прочности, удовлетворительный срок службы. Но здесь все зависит от того, в каком качестве было сырье, используемое для переработки.

Несмотря на имеющиеся недостатки, вторичный щебень пользуется спросом, поскольку в определенных случаях потребителям неважно идеальное качество продукта, а важна низкая его стоимость.