Как сделать дренажный колодец из покрышек

Как сделать дренажный колодец из покрышек

Колодец дренажный из покрышек является одним из простых вариантов обустройства дренажной системы на загородном участке. Сам по себе дренаж выполняет вполне конкретную задачу, защищая землю и различные сооружения от чрезмерной влаги.

Элементы этой системы могут изготавливаться разными способами, в т.ч. из специальных покупных деталей, предназначенных именно для такой цели, или из подручных средств. Естественно, что в последнем случае удается значительно снизить затраты, а если еще и все делать своими руками, то система вообще обойдется очень дешево, при этом функционально она ничего не потеряет.

Материал изготовления

Для изготовления колодцев водоотводящей системы используют два популярных вида материалов:

  • Пластик. Полимер имеет малый вес, что удобно при устройстве системы на даче своими руками. К тому же пластик (полиэтилен, полипропилен) устойчив к агрессивным средам, инертен к температурным перепадам. А специальные кольца в гофре полимерной трубы играют роль ребер жесткости. То есть подобная шахта хорошо сопротивляется сезонному пучению и склонна к линейному растяжению. Стоит учесть, работать с пластиком проще при формировании отверстий под дрены. Да и служит полимер от 50 и более лет.
  • Бетон. Прочный, крепкий и долговечный материал. Колодец из бетонных колец даже в очень пучнистом грунте закреплен основательно. Благодаря тому, что резервуар собирается из отдельных элементов, удается монтировать шахты разной высоты. Бетон служит не меньше пластика. Но при устройстве колодца необходимо использовать специальную технику, поскольку масса колец внушительная.

Можно обойтись и своими силами, если просто заливать бетонную шахту из приготовленного раствора в специально заготовленную опалубку. После высыхания раствора её удаляют и получают прочный, надежный колодец.

При неосторожной работе с бетонными кольцами можно нарушить структуру материала. Бетон способен раскалываться при сильных механических воздействиях.

Разновидности канализации из покрышек

Существует несколько вариантов резервуаров из покрышек. Каждый из септиков характеризуется своими особенностями.

Принято различать три вида сооружений из колес:

  • В системе присутствует фильтрующая система;
  • Сооружение включает поглотительный колодец и отстойник;
  • Помимо фильтрующей системы, предусмотрена дренажная труба.

При выборе конструкции следует руководствоваться количеством сточной жидкости. Так, для большой семьи лучше сделать септик, в котором предусмотрен отстойник.

Особенности функционирования резервуара с системой фильтрации:

  • Изначально сточная вода попадает в емкость;
  • Нерастворимую часть стоков задерживает специальный дренажный слой;
  • Жидкость, прошедшая фильтрацию, уходит в землю.

Септик с фильтрацией не предназначен для переработки фекальных масс. Это сооружение должно быть использовано только для сбора загрязненной жидкости после стирки, мытья посуды и др.

Резервуар с фильтрацией и отстойником считается более долговечным. После поступления жидкости в канализацию (первую емкость) крупные составляющие задерживаются в отстойнике. Остальная более жидкая часть проникает в фильтрующую емкость. Такая конструкция является наиболее экологичным вариантом. Однако септик требует регулярного откачивания сточной жидкости.

Материалы и инструменты для устройства источника

Определившись с местом, запасаются:

  • нужным количеством шин;
  • щебнем;
  • брусками;
  • доской;
  • лаком битумным;
  • антисептическим клеем;
  • гвоздями.

Из инструментов не обойтись без:

  • острого ножа;
  • молотка;
  • лопаты.

Обычно для колодца метровой глубины достаточно 4-5 автомобильных покрышек любого размера. Исходя из этого, легко просчитать, сколько их нужно, чтобы сделать колодец из покрышек любой глубины.

Колодец для сбора стоков

Перед тем как сделать колодец из покрышек своими руками, желательно оценить его плюсы и минусы, убедиться в том, что его устройство не навредит окружающей среде.

Достоинства и недостатки

В первую очередь следует учесть, что такие сливные ямы допускается делать при максимальном объеме стоков 1 кубометр в сутки. Или при их периодическом использовании. Причем сами стоки должны быть «серыми» и не содержать фекальных масс. То есть, это отличный вариант для обустройства канализации от дачной кухни или бани, но для коттеджа, оборудованного полным набором сантехники, включая унитазы, лучше построить полноценный септик.

Основные достоинства выгребной ямы из старых автомобильных баллонов – это простота изготовления и низкая стоимость. А если у вас есть свои отработанные шины или вам их бесплатно отдали в шиномонтажной мастерской, то цена сооружения при условии самостоятельного изготовления будет стремиться к нулю.

И эти немногочисленные плюсы часто перевешивают большое количество минусов, к которым относятся:

  • Недолгий срок эксплуатации.

Решая, как сделать колодец из покрышек, нужно помнить, что прослужит он не более 12-15 лет. Резина не в состоянии долго выдерживать давление грунта и воздействие агрессивных по химическому составу стоков. Поэтому через какое-то время яму придется реконструировать или переносить в другое место.

  • Сложность очистки.

Время от времени стенки сливного колодца нужно очищать от илистых отложений. А стенки из покрышек обладают сложной конфигурацией, затрудняющей работу.

  • Неприятный запах.

Даже при качественной заделке стыков между шинами они со временем могут разойтись, выпуская сточные волы в верхние слои грунта. Поэтому вблизи от такого сооружения лучше не сажать съедобные растения. А от него до питьевого колодца или природного водоема должно соблюдаться расстояние от 30 до 50 м в зависимости от проницаемости грунта.

Устройство

Место для сливной ямы выбирают на удалении от дома или бани 3-10 метров. Меньше делать не рекомендуется, больше – можно.

Инструкция, как сделать колодец из шин своими руками, состоит из следующих шагов:

  • Земляные работы включают в себя рытье котлована для установки покрышек и траншеи для прокладки канализационной трубы.
  • Яму роют достаточно просторную, чтобы вокруг колес оставалось место для обратной засыпки щебнем.
  • Глубина зависит от диаметра шин и расчетного количества стоков: обычно она не превышает высоты 6-8 покрышек от легкового автомобиля.
  • Траншею копают с уклоном 2% от дома в сторону ямы, её дно выравнивают песком.

Как видите, при наличии шин расходы потребуются только на приобретение герметика и крепежных элементов.

Принцип строительства колодца из шин

Теперь переработанные шины, вероятно, будут использоваться во всем: от игровой площадки и дорожных покрытий до установок для контроля воды. Все эти применения используют прочный, долговечный и легкодоступный материал. Они также требуют довольно много обработки. Прочность и долговечность шин делают их привлекательными в качестве строительного материала и, как правило, для этого требуется относительно минимальная обработка, но с максимальными знаниями о процессе строительства.

Как и для любой декоративной конструкции необходимо определить место колодца на участке. Выбор идет в зависимости от целей создания колодца, размера имеющихся шин. Если постройка будет выполнять только декорирующую функцию, то оптимальным местом будет около цветника или на свободном участке, где мягкий грунт. Если планируется использовать колодец из шин для сбора дождевой воды, чтобы поливать растения или средство безопасности для тушения пожара, то лучше расположить постройку рядом с домом, но не менее 5 метров.

При выборе места важно учитывать существующие канализационные линии и проложенные в земле трубопроводы, возможные источники загрязнения и плотность почвы, так как потребуются земляные работы.

Читайте также  Заборы из профнастила фотографии

Процесс строительства колодца делят на три шага:

  • копание/укладка дна
  • создание шахты
  • строительство навеса.

На этапе земляных работ необходимо выдержать нормы копания, как и для питьевого колодца, только глубина будет значительно меньше. Копать допускается на расстоянии не менее 50 метров (санитарная зона) от источников загрязнения. Вырывают яму на глубину высоты шин, которое хотите установить, и шириной на сантиметров 20 больше внешнего диаметра покрышки. Обычно в землю устанавливают/закапывают 2-3 покрышки, поэтому глубина источника, точнее расстояние хранения воды, включает и стены над землей. Поэтому важно сформировать герметичный колодец.

Дренажный колодец из покрышек

В разделе: Коттедж | и в подразделах: дом, экстерьер. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер

Продолжаем раздел “Коттедж” и подраздел “Дом” статьёй про колодец, дренажную яму и септик из шин. В статье мы расскажем и покажем, как старые автомобильные покрышки (найденные забесплатно) легко и эффективно заменяют дорогие бетонные кольца.

Колодец, дренажная яма и септик из шин объединены в одну статью, так как принцип их изготовления совершенно одинаков. Отличаются только некоторые технические детали. Ну и месторасположение желательно

Итак, интересные отличия колодца, дренажной ямы и септика с точки зрения водоупорных грунтов и водоносных слоёв:

Колодец (в идеале) располагается вплотную над водоупорным горизонтом и углубляется в водоносный слой. Вода затекает в колодец и не вытекает из него.

Дренажная яма проходит водоупорный горизонт (по-возможности) или не доходит ни до него, ни до подземной воды. Вода затекает в дренажную яму и легко вытекает снизу (поскольку её не подпирает водоупорный горизонт или подземные воды ). Простейший вариант дренажной ямы:

1 — водоупорный (глинистый) слой; 2 — гравий; 3 — дренажная труба; 4 — водопоглощающий слой; 5 — грунтовые воды. Шины делают дренажную яму более ёмкой.

Однокамерный септик, он же сливная яма – один в один дренажная яма, только дно обычно бетонируется (или просто самостоятельно забивается массами). Задача ямы – накопить и хоть что-то слить, чтобы реже выкачивать.

Двухкамерный септик – это ещё одна камера вдобавок к однокамерному септику, где задерживаются разнообразные массы. Эта камера делается более изолированной, её задача – накопить и биологически переработать отходы. Вторая камера служит для удаления воды из первой камеры и слива её в почву.

Именно поэтому колодец и дренажная яма / септик не ставятся рядом друг с другом.

Для большего удобства назовём обычный колодец накапливающим, а остальные типы – поглощающими.

Технология создания колодца из шин.

Рассмотрим общий принцип создания колодца из шин вне зависимости от функции.

Материал: старые автомобильные покрышки.

Цель покрышек – не дать осыпаться стенкам колодца (обычно это делают из бетонных колец; раньше делали из брёвен). Кстати, именно поэтому колодец – колодец, от слова “колода”.

Яму следует выкопать несколько большую, чем покрышки. На дно колодца насыпают крупнозернистый гравий слоем не менее 250-300 миллиметров, а затем укладывают друг на друга не менее четырех-пяти покрышек.

Чтобы шины не смещались относительно друг друга, после установки первой можно вбить четыре направляющих кола.

Совет: отверстия в шинах лучше делать ножом, смоченным в мыльной воде.

Особенности накопительного колодца из шин:

Очень большое значение имеет правильный выбор места для колодца. Если колодец вырыт по-центру участка, то:

  1. Во-первых, вода с участка равномерно просачивается и собирается в колодце.
  2. Во-вторых, для раздачи воды из колодца в любую точку участка требуются шланги меньшей длины.
  3. Такое расположение колодца позволяет в кратчайшее время осушать участок во время сильных дождей и особенно после таяния снега весной путем откачки воды в обводную канаву.

Совет по выбору места для колодца:

По краям подводных рек, узкими полосками вдоль редко меняющихся русел, любят располагаться средневысокие степные сухостойные травы, здесь они наиболее сочные и пряные, а деревья и влаголюбивые растения, вопреки всеобщему мнению, в таких местах хилые и редко произрастающие. То ли это связано с магнитными полями, электрическим током или какими другими невидными природными проявлениями – не важно, факт остается фактом, притягиваются «противоположности».

Также можно воспользоваться советами статьи “Биолокация подземной воды”

Верхние водоносные слои в крупнохолмистых областях располагаются на глубине от трех до восьми-девяти метров.

Просчитав нужное количество автомобильных шин (по максимуму), обязательно обзаведясь ими (только в этом порядке) начинаем копать.

Шины предварительно обрабатываем нетоксичным битумным лаком. Это проделывается для повышения срока эксплуатации автомобильной резины и полного предотвращения попадания вредных веществ, выделяющихся при длительном контакте технической резины с водой (особенно жесткой, которая часто бывает на небольших глубинах).

В случае тщательной обработки шин очень плотным слоем битума, можно, набирая, сцепить их между собой специальным резиновым антисептическим и стойким к водной среде клеем, что значительно повысит прочность полученной конструкции.

При установке каждой шины по бокам засыпайте щебень, битый кирпич – для улучшения дренажа колодца и исключения заиливания.

Докопавшись до очень влажной породы (окно делаем сантиметров на двадцать в диаметре больше, для последующей засыпки и утрамбовки глиняного «кожуха»), быстро углубляемся еще сантиметров на тридцать, и срочно засыпаем на дно сантиметров пятьдесят, предварительно очищенного гранитного щебня средней фракции, и укрепляем два нижних шинных кольца. (Их лучше склеить и подсушить, если вы на это все-таки решились, еще наверху).

Остальные шины выкладываем аналогично, каждую «заворачивая» в глину. Над уровнем земли колодец обычно поднимают на сантиметров семьдесят, делают крышу и дверцы, механизм для поднятия воды или ее автоматической выкачки.

Дно колодца засыпать щебнем, галькой и слоем песка. Это специфический обратный фильтр для воды; так вода будет чище.

Вокруг колодца делается отмостка. Простейшая – трамбовка и полив щебёнки. Более сложная – трамбованная глина (чтобы дождевая вода не просачивалась). Ещё более сложная – обычная цементная отмостка.

Схема накопительного колодца из шин:

1 — направляющие колья; 2 — галька, гравий, щебень; 3 — песок; 4 — вода; 5 — шины; 6 — насос в сборе; 7 — резиновый жгут; 8 — шпагат; 9 — дренажные отверстия боковин; 10 — брусок для подвески насоса; 11 — шланг; 12— клапан в шине; 13— крышка; 14 — электрокабель.

Чтобы вибрация насоса была минимальной, его можно подвесить на резиновый жгут.

Особенности поглощающего колодца из шин:

Сливную трубу можно ввести между первой и второй покрышками или же в отверстие, вырезанное во второй сверху покрышке. Если трубу проводят между покрышками, желательно в каждой из них вырезать полуотверстие. В один колодец можно провести несколько труб.

Чтобы колодец меньше засорялся, необходимо на раковинах иметь обычные отстойники, а на сливных люках в бане или душевой – фильтрующую решетку, защищающую сток от мусора и листьев. Колодец легко демонтируется, его легко перенести на любое место участка, можно вырыть его и под грядкой и под дорожкой.

Некоторые думают, что мыльная вода, скапливающаяся в колодце, вредна для сада и огорода. Наоборот, для кислых почв мыльная (щелочная) среда даже полезна. Но это не относится к воде из-под стиральных порошков.

Читайте также  Как крепить отливы

Поглощающий колодец стоит закрыть (чтобы запаха было меньше). Если у вас дренажная яма, или вы не хотите заглядывать в колодец годами, то вот рецепт:

На верхнюю покрышку укладывают обрезки труб или прутков 12-15 миллиметров – опору для крышки. Крышка деревянная или металлическая. Если она достаточной толщины и не будет прогибаться под грузом, можно положить ее прямо на покрышку. Приделав крышку, колодец засыпают землей, желательно слоем не менее 250-300 миллиметров. Покрышки должны быть плотно прижаты друг к другу.

Если вы хотите заглядывать в колодец, откачивать массы и так далее, то стоит потратиться на хорошую крышку.

Особенности двухкамерного септика из шин:

Место должно быть не далеко от дома и дороги. В первом случае нам не придется тянуть длинную трубу от дома к септику, которая зимой может просто перемерзнуть, во втором случае возможность подъезда к септику специализированной машины для удаления скопившихся нечистот. С местом определились.

Затем приступим к разметке и рытью двух ям под старые шины. Размеры ям зависят от диаметра старых шин, которые вы заблаговременно заготовили и от задуманной глубины ям. Первая яма должна быть меньшей глубины. Здесь будет оседать основная часть ила. Во второй яме, из которой и будет высасываться жижа будет скапливаться уже отстоявшаяся жидкость.

Из дома, под фундаментом ниже уровня промерзания заложим пластиковую трубу диаметром 100мм (этого диаметра вполне хватит для нормальной работы септика) ведущую в первый колодец через самодельную прорезь в поверхности шины. На расстоянии 2/3 от дна первой ямы проложим сквозь прорези в шинах соединительную трубу со вторым колодцем. Дно колодцев желательно забетонировать, хотя достаточно 20см глиняной заглушки. Также необходимо соорудить в целях безопасности крышки на колодцы септика.

Итак, колодец и септик из шин делаются достаточно просто.

И, главное, дешевле, чем из бетона.

С надёжностью, конечно, можно поспорить. Но поспорить можно много о чём…

Выбор места

Канализационная яма из покрышек размещается с учетом санитарных норм и правил:

  • Конструкцию размещают не ближе 10 метров к жилым строениям.
  • До источников питьевой воды должно быть не меньше 50 метров.
  • Не меньше 5 метров следует отступить от огородов и плодовых деревьев.
  • Грунтовые воды на месте колодца должны располагаться на уровне 5 метров.
  • Для откачки сточной жидкости обеспечивают свободный подъезд ассенизатору.

Отзывы

Если нет знакомых в автомастерских, негодные покрышки советуют поискать вдоль трасс.

Кое-кому из участников форумов при обращении на ближайший карьер удалось раздобыть шины от грузового автомобиля марки «БелАЗ». Септик получился достаточно вместительным и прочным.

Вместе с тем, многие пользователи указывают на то, что герметичность такой конструкции остается под большим сомнением. Не исключено, что часть ее содержимого будет попадать в почву без фильтрации.

Кроме того, приводится следующий аргумент: согласно недавно утвержденных нормативов, устройство негерметичных сооружений автономной канализации запрещено. Поэтому у тех, кто стал владельцем недавно выстроенного дома, в случае строительства сливной ямы из покрышек при вводе в эксплуатацию могут быть проблемы.

Правильное устройство канализации для бани предусматривает отвод сточных вод и удаление запахов. О правильной организации слива и дренажной системы читайте в статье.

Технологию замены чугунного канализационного стояка в многоквартирном доме рассмотрим в этой теме.