Выпиливание ручным лобзиком: знакомый инструмент с нового ракурса

Выпиливание ручным лобзиком: знакомый инструмент с нового ракурса

В первую очередь следует грамотно организовать рабочее пространство. Несмотря на кажущуюся формальность – это весьма важное условие. Правильно обустроенное место обеспечивает не только комфорт и удобство, что немаловажно при многочасовой работе ручным лобзиком, но и напрямую влияет на качество реализуемого проекта.

В качестве упорной конструкции используется специальный станок-столик, за которым закрепилось название «ласточкин хвост». Он представляет собой небольшую прямоугольную доску, имеющую клиновидный вырез, переходящий в рабочее поле для пиления. Ласточкин хвост крепится к краю стола или верстака с помощью струбцины.

Работают ручным лобзиком сидя или стоя, располагая заготовку для выпиливания на уровне 30-40 см от глаз. Источник света размещается спереди под углом к рабочей плоскости. Соблюдение этих правил позволит максимально точно контролировать линию раскроя, улучшая тем самым качество выпиливаемого проекта.

Характеристики фанеры

Фанера – многослойный, листовой строительный материал, производимый из шпона лиственных или хвойных пород древесины, посредством склеивания нескольких слоев в единое полотно. Из-за особенностей расположения волокон (под одним углом), в листе обычно нечетное количество слоев – три, пять и более. Если хвойные сорта представлены в фанере несколькими (пихта, ель, сосна), то лиственная в основном из березы. Бывает и комбинация – хвойная «начинка» и березовая облицовка, в этом случае фанера все равно будет березовой. Лучшая — полностью березовая фанера, но она же и самая дорогая.

Материал подразделяется на сорта и марки, в зависимости от декоративности и используемых при производстве химических веществ. Существует пять сортов, отличающихся качеством шпона и внешним видом листов:

  • Элитный сорт (Е) – никаких дефектов на поверхности материала, однородная, однотонная, гладкая фактура без сучков, трещин, червоточин либо ремонтных вставок.
  • Первый сорт (I) – возможно наличие на листах микротрещин (до 20 мм) и сучков небольшого диаметра.
  • Второй сорт (II) – допустимы даже сросшиеся сучки, если их количество не превышает десяти штук на 1 м² листа, а диаметр не более 25 мм. Также может быть немного червоточин и ремонтные вставки из шпона.
  • Третий сорт (III) – сросшиеся сучки без количественных ограничений, пустоты на месте выпавших сучков, до десятка червоточин (до 6 мм) на 1 м² листа.
  • Четвертый сорт (IV) – лист должен иметь прочное клеевое соединение, недопустимо отслаивание. Весь спектр изъянов внешнего вида – практически в любых количествах, но диаметр червоточин, сучков и пустот – не более 40 мм.

Сортность касается только внешних слоев листа и обозначается двумя цифрами, причем сорт может быть как общим для двух сторон, так и разниться, чаще, в пределах одного сорта – I/I I/II E/I и так далее. Кроме четвертого, низшего, все остальные сорта фанеры отшлифованы с двух сторон, а элитная может быть дополнительно покрыта лаком.

Естественно, чем выше сорт и декоративность материала, тем красивее получится готовое изделие. Но учитывая, что стоимость элитного, да и первого сорта приличная, а выпиливаемые детали чаще всего небольших габаритов, можно использовать сорт ниже, если реально выкроить из листа качественную болванку. На фанере, из которой будет выпиливаться заготовка, не должно быть сучков – они могут выпасть, и других дефектов. Обращают внимание и на ребра – нельзя вырезать шедевры, используя фрагменты с пустотами в средних слоях.

Марку фанеры и ее основные характеристики определяют примененные химические составы:

  • ФБ – пропитка шпона бакелитовым лаком, дающая устойчивость к повышенной влажности.
  • БС – бакелитовый клей (спирторастворимый), дает высокие эксплуатационные характеристики, такая фанера прочнее и долговечнее.
  • БВ – водорастворимые бакелитовые смеси, фанера боится повышенной влажности.
  • ФК – склейка фенол-карбамидной смолой, относительная водостойкость, для использования внутри помещений.
  • ФСФ – склейка фенолформальдегидной смолой, влагостойкий материал для наружного применения.

Подготовка трафарета и перенос рисунка

Если предстоит выпиливание маленькой забавной поделки, то рисунок, найденный в специальных интернет-изданиях, распечатывают на обычном принтере. Формат А4 вполне позволяет сделать небольшой трафарет.

Когда планируется выпиливание из фанеры более крупных деталей, например наличников, полок, элементов интерьера, возможностей обычных домашних принтеров недостаточно. Придется искать службу, способную распечатать эскизы большого формата на специальном оборудовании.

Готовый рисунок для трафарета вначале вырезают из бумаги, обращая внимание на контуры внутренних прорезных частей и на зеркальность отображения (если это важно для детали). Затем переносят на древесную основу, обводя линии с обратной стороны листа фанеры карандашом или маркером.

Обратите внимание! Лучше пользоваться простым карандашом, потому что, несмотря на меньшую заметность линий, при необходимости их можно стереть ластиком и подкорректировать.

Перенести рисунок для трафарета можно через копирку, обводя линии остро заточенным карандашом. Продается также самоклеящаяся бумага с уже готовым нанесенным шаблоном. Ее наклеивают на фанеру, а после выпиливания лобзиком снимают. Есть способы перенесения с помощью проектора (когда надо увеличить масштаб) или накалывания иголкой. При хороших навыках рисования можно начертить трафарет прямо на фанере, без копирки.

Внутренние части рекомендуют частично или полностью заштриховать, чтобы они были заметны для глаз. Вероятность выпиливания лишнего существенно уменьшается, поделка получится красивой и аккуратно сделанной.

Выбор фанеры

Существует разнообразный материал для изготовления поделок ручной работы. Наиболее подходящей является фанера для выпиливания от 3 до 10 мм. Виды материала:

листы промаркированные ФК производится за счет соединения древесины карбамидным клеем, они безопасны для здоровья человека;

марка ФСФ токсична, поскольку изготавливается с применением фенольных смол;

БС, ФБС, ФБ — обрабатывается бакелитовым клеем или же покрывается лаком, называется бакелизированной, она имеет привлекательный внешний вид, но не практична при выпиливании.

При изготовлении поделок из фанеры важно учитывать ее сорт, каждый из 5 сортов отличается внешним видом и стоимостью. Для выпиливания подойдет фанера сорта “Е”, на ней не имеются даже малейшие дефекты, она ровная и гладкая без трещин. 1 сорт практически не имеет дефектов, он также подходит для работы. Не стоит брать 2, 3 и 4 — они имеют большое количество трещин и остатков клея.

  • Трафареты и чертежи с рисунками для работы. Их можно придумать самим или же скопировать в Сети.
  • Копирка, чтоб перевести узоры и линии по чертежу;
  • Стеклянная бумага и наждачная, набор напильников – для шлифовки деталей;
  • Столярный (как вариант, казеиновый) состав, чтоб клеить детали;
  • Лак прозрачный – для покрытия;
  • Чтобы проделать отверстия внутри материала для продевания лезвия – дрель а также шило.
  • Перед началом работ по выпиливанию лобзиком тщательно отшлифуйте материал стеклянной бумагой, и только после переводите узоры по чертежу.
  • Вытянутые формы рисунков, имеющие узкие элементы, переводите на фанеру так, чтоб они расположились вдоль волокон «лица» материала.

Интерьерные решения

Фанеру используют для производства корпусной и мягкой мебели. Таким производством занимаются мебельные фабрики. Но ничто не мешает сделать корпусную мебель в домашних условиях. Лучшие идеи и чертежи таких поделок из фанеры всегда есть в открытом доступе.

Читайте также  Наконечники для провода

Для изготовления мебели лучше воспользоваться электроинструментом. Возникает вопрос раскроя материала. Решением будет либо заказ раскроя в сторонней организации, либо приобретении циркулярной пилы, желательно с направляющей шиной.

Распиливать, шлифовать большие объёмы вручную можно, но это долго и тяжело. Может понадобиться фрезерная машина для изготовления фигурных элементов. В любом случае, электроинструменту есть ручные заменители. Ручным инструментом меньше шансов сделать ошибку.

Рукоблудие в хорошем смысле слова

Крошка-сын к отцу пришёл. Нет, не так.

Прибегает ко мне крошка-дочь и выдаёт очередную гениальную идею, в вольном переводе звучащую так:

— Подруга капитана Джека Воробья, дочь Чёрной Бороды Анжелика — офигенная тётка. И что бы стать такой же офигенной мне в срочном порядке не хватает самой малости — корабля, меча и банданы!

Я сразу согласился с этим, какой отец не мечтает увидеть дочь офигенным пиратом и любовницей Джека Воробья! Однако, была небольшая загвоздка — если бандану камуфляжной расцветки я всё же нарыл в шкафу, то с мечом были проблемы. В шкафу его не оказалось, как и «Чёрной жемчужины». Впрочем, если фрегат ещё можно захватить силой, то без меча, как известно, пират- не пират!

Вариантов было немного: потерпеть до появления очередной идеи, делать меч самому или моя малютка лишается всех шансов на карьеру пирата и Джек Воробей женится на этой гадкой Анжелике, а затем вместе с тремя богатырями и толстожопым Пандой они покинут нас навсегда!

Такого варианта развития событий и потери шикарного зятя я не мог допустить и в спешном порядке занялся подготовкой пиратской амуниции! Учитывая то, что дочь не разбалована и воспитана мне доставляет удовольствие радовать её. Удалось выторговать два условия: первое- она мне помогает и второе- у маленького пирата будет маленький меч, размером сантиметров в 10-15. Почему бы и нет, чем искать себе занятие на вечер — лучше уж так. Жена милостиво кивнула и безумие началось.

Поскольку на покупное оружие будущая гроза морей наложила вето, а кузнец Вакула из меня никакой, было принято гениальное в своём идиотизме решение: выстругать деревянный меч. Всю глупость этого решения я осознал позднее.

Итак, столяр Джузеппе помчался. нет, не за поленом, а за деревянным бруском. По пути был прикуплено полметра дермантина, наждачная бумага различной зернистости, несколько аэрозольных баллончиков с краской и баночка масла для дерева. Поскольку канцелярские ножи и пластырь были дома в достаточном количестве, я приступил к процессу производства оружия.

После распилки бруска, изготовления и покраски первых экземпляров меченожей на свет появились несколько уродцев, вызывающих нервный смех и подёргивание глаза.

Помимо этого, изготовленые без малейшего опыта работы с деревом орудия пиратского промысла были оценены дочкой очень кратко и ёмко:

Причём я был с ней согласен. Действительно, фу! Говно редкостное, прямо как в третьем классе.

Поскольку навыки строгания дерева не улучшились и вообще не появились, я понял, что лучше всего у меня получается производство стружки. Она была очень мягкая и лежала везде. Поскольку стружка не была целью процесса, требовалось поменять метод производства. Строгать не будем — будем пилить!

Столяр Джузеппе и будущая мисс Воробей вскочили на верного Росинанта и помчались в магазин. Трофеями стали лист фанеры, бутылочка ПВА и деревянная рукоятка для швабры. Выхватив электролобзик и напильник я бросился покорять высоты пиратского оружейного дела.

Через несколько дней я представил на суд будущей пиратессы два меча, устроившие её полностью.

Радостный визг стоял до небес, офигенная Анжелика пускала слюни от зависти, Джек Воробей был обречён. Правда, на мой вкус, скорее чем для моей юной грозы морей оба меча подходили больше для одного из пиратских баронов.

Впрочем, гроза морей оказалась полностью удовлетворена арсеналом и тема производства оружия для пиратской примадонны был закрыт. Хозяйка морей лёгким взмахом вакидзаси отпустила меня на волю.

Однако, грех рукоблудия уже завладел моей душой. Я знал, что все предыдущие клинки несовершенны и знал, что могу сделать лучше. И просто обязан был попробовать достичь высот деревянного оружейного производства! Уже в первый день я должен был понять всю опасность этого и отговорить дочь от карьеры пирата. Но было поздно!

В состоянии лёгкого помешательства я вывел Росинанта из стойла и ринулся в магазин. На этот раз трофеями стали лобзик, разноцветные шнуры, копировальная бумага, свёрла по дереву и ещё больше фанеры и аэрозольных красок и лаков. Из глубин интернета были добыты эскизы керамбита и куная. С помощью копирки поле битвы было размечено и, взмахнув лобзиком, я ринулся в бой. Затем, при поддержке аэрозолей и прочего купленного боезапаса, бой был окончен. Взятая высота осталась за мной.

Несмотря на то, что дочь в этот раз осталась равнодушна к полученному результату, а жена ничего не имела против при условии того, что я выполняю домашние обязанности и сам убираю за собой, я остался доволен достигнутым.

Но я не учёл того, что дух перфекционизма уже проник в мою кровь и впился клыками в сердце. Через несколько дней зуда в мозгу и в руках мне открылась истина: я могу сделать ещё лучше! Снова привычный маршрут дом-магазин-фанера-дом. Интернет, эскизы, копирка, лобзик, ПВА, наждачка.

Ну, что же, получилось неплохо. Я доволен. Почти. Но я уже предчувствую, как поселившийся во мне демон рукоделия вновь погонит меня в магазин и заставит выпиливать и шлифовать. И день этот уже недалёк, ибо я снова начал искать в интернете интересные эскизы ножей из фанеры. Могу лишь надеяться, что меня отпустит, что мне снова станут интересны фильмы и сайты. Но пока что мне не до этого, нужно заехать после работы за фанерой и приступать.

Покрытие поверхности

После обработки наждачной бумагой поверхность фанеры нужно просушить и хорошенько стереть пыль и остатки опилок. При необходимости покрыть сверху тонким слоем шпатлевки, чтобы выровнять идеально поверхность. Если это не принципиально, так как поделка будет находиться на улице или в саду, то можно данную процедуру пропустить.

Перед покраской поверхность нужно загрунтовать. Используют для этих целей чаще всего обычную олифу или грунтовку с алкидной основой. Сейчас в продаже есть специальные составы, которые заполняют поры древесины.

Это важный этап подготовки к покраске. Ведь дерево — это живой природный материал, от смены температуры и влажности оно может менять размер, поры дерева сужаются или расширяются. Если сразу нанести краску, то при таких изменениях она быстро растрескается. Грунтовка заполняет все трещинки и поры, что обезопасит вашу поделку от такой участи.

Инструмент для изготовления декоративных и ажурных поделок

Выпиливание лобзиком — вид творческой деятельности, с которым большинство людей знакомы с детства, со школьной поры. По крайней мере, это было ещё не так давно. Когда в школе начинались уроки по труду и девочки учились шитью и рукоделию, мальчиков знакомили с таким инструментом, как лобзик.

Читайте также  Как сделать заточку

Пользоваться им несложно, а поделки лобзиком из фанеры несут в себе не только художественную ценность, но и практическое применение. Изготовленные изделия могут выступать как в роли сувениров: различных шкатулок и игрушек, а также иметь и практическое применение в быту. Декорированные элементы крыльца дома, окон, стильные лавочки с резными ножками, красивая кухонная мебель и много других полезных изделий из дерева можно сделать с помощью этого чудо-инструмента.

Идеальный инструмент для хобби

Ручной лобзик — инструмент для фигурного выпиливания из фанеры или другого какого материала, например, из пластмассы. Ручной его вариант является бюджетным — стоимость его не превышает нескольких сотен рублей, а область применения очень широка. Фигурное выпиливание с помощью ручного лобзика является интереснейшим занятием. Это не только приятное времяпрепровождение, но и практическая польза не только финансовая, но и моральная.

Конструкция этого инструмента очень проста:

  1. П-образная рама. Бывает как трубчатой, так и пластинчатой.
  2. Ручка пилы.
  3. Два крепления под пилку. Эти крепления могут вращаться, тем самым создавая разные плоскости, позволяя выполнять выпиливание разной сложности.
  4. Лобзиковое полотно. В продажу поступают наборы таких пилок по 50 шт. Полотна отличают между собой толщиной и размером зубьев. Толстые полотна используются для выпиливания контуров, а тонкие — для ажурной работы с мелкими элементами заготовки.

Электромеханические лобзики

Электрический ручной лобзик стал незаменимым в хозяйстве инструментом. С его помощью можно распиливать различные материалы: фанеру, дерево, пластмассу, металл, керамику и т. д.

Этот инструмент работает от электрической сети в 220 Вт и представляет собой пластмассовый корпус с рабочими элементами, оснащённый ручкой управления. Главным его компонентом является пильное полотно, которое крепится на штоке, расположенном в передней части аппарата.

Шток приводится в движение посредством электродвигателя. Движение режущего полотна возвратно-поступательное. У некоторых образцов этого инструмента для ускорения процесса пиления осуществлён принцип маятникового хода, то есть пилка ходит не только вверх-вниз, но и вперёд-назад.

Режущие полотна — расходный материал и время от времени их нужно менять. Между собой они функционально отличаются — есть насадки для дерева, металла, керамики. Есть более толстые полотна, с большей или меньшей жёсткостью, с более крупными или мелкими зубьями. Важной характеристикой пилок является их хвостовик. Наиболее распространёнными в настоящее время являются пилки с U-образными и Т-образными хвостовиками. Именно с такими пилками нужно приобретать электролобзик — тогда недостатка в расходниках не будет.

Проведённые эксперименты по фигурному распилу дерева показали, что лучшим лобзиком оказался инструмент от фирмы Festool. Популярная фирма Makita в этом конкурсе показала себя не с лучшей стороны — погрешность перпендикулярно-фигурного среза оказалась достаточно большой (до 5 мм), также вхождение в дерево у электролобзика этой марки происходит со большими сколами.

Электрический стационарный лобзик — это уже профессиональное оборудование для выпиливания. Его конструкция отличается большей сложностью от рассмотренного выше оборудования. Принцип его работы можно сравнить со швейной машинкой, у которой вместо иглы лобзиковое полотно. Качество изделий, получаемых с помощью этого агрегата не сравнимо качественней. Погрешность перпендикулярного среза при большой толщине заготовки равна нулю.

Единственным минусом этого электромеханического аппарата является его высокая цена. Но это компенсируется комфортом работы на нём и высокой производительностью при высочайшем качестве получаемой продукции.