VGA-разъем: распиновка, назначение

VGA-разъем: распиновка, назначение. Описание VGA-разъема

В не столь давние времена VGA-разъем пользовался чрезвычайно широким распространением, в связи с чем у пользователей не было никаких проблем с тем, чтобы подключать к такому разъемы различные виды мониторов. Ведь на тот момент этот интерфейс использовался всеми современными производителями мониторов. Но сегодня для подключения мониторов существует уже множество других, более совершенных разъемов, таких как DVI, HDMI и Display Port.

Изобретению новых разъемов поспособствовало активное развитие компьютерных технологий. После того как появились первые жидкокристаллические мониторы, VGA-разъем сразу же показал, что его возможностей уже недостаточно. В связи с этим производители начали активно вносить всевозможные корректировки в первоначальную структуру разъемов для того, чтобы достичь предельно высокого качества изображения, выводимого на экран. Таким образом, изначально появился формат DVI, а компании, которые выпускали оборудование для развлечений и игр, выпустили также свой формат, вследствие чего произошла замена: разъем VGA>HDMI. Еще через некоторое время уже появился DisplayPort.

Общая информация

Этот выход аналоговых сигналов на монитор знаком практически каждому пользователю персонального компьютера. VGA-разъем предназначен для соединения любого современного телевизора или монитора. Рассматриваемый интерфейс можно встретить как на новейшем оборудовании, так и на довольно старом. В современных ноутбуках с целью минимизации занимаемого разъемом пространства на корпусе устройства производители чаще всего не используют винтовые крепления кабеля к разъему, поэтому пользователю необходимо быть предельно осторожным при перемещении ноутбука.

VGA pinout : monitor ID detection pin assignments

This monitor type detection is becoming more and more obsolete nowadays. New VGA plug-and-play monitors communicate with the computer according to VESA DDC standard.

The older VGA pinout with monitor ID is:

Pin Name Dir Description
1 RED » src=»https://pinouts.ru/images/arrowr.gif» style=»height:9px; width:32px» /> Red Video (75 ohm, 0.7 V p-p)
2 GREEN » src=»https://pinouts.ru/images/arrowr.gif» style=»height:9px; width:32px» /> Green Video (75 ohm, 0.7 V p-p)
3 BLUE » src=»https://pinouts.ru/images/arrowr.gif» style=»height:9px; width:32px» /> Blue Video (75 ohm, 0.7 V p-p)
4 ID2 Monitor ID Bit 2
5 GND Ground
6 RGND Red Ground
7 GGND Green Ground
8 BGND Blue Ground
9 KEY Key (No pin)
10 SGND Sync Ground
11 ID0 Monitor ID Bit 0
12 ID1 Monitor ID Bit 1
13 HSYNC or CSYNC » src=»https://pinouts.ru/images/arrowr.gif» style=»height:9px; width:32px» /> Horizontal Sync (or Composite Sync)
14 VSYNC » src=»https://pinouts.ru/images/arrowr.gif» style=»height:9px; width:32px» /> Vertical Sync
15 ID3 Monitor ID Bit 3

GND means connected to ground
n/c means that the pin is not connected anywhere

Распиновка

После долгого вступления перейдём к описанию схемы распиновки vga разъёма. Как уже было упомянуто раньше, он состоит из 15 контактов. Подробно изучим каждый контакт и то за что он отвечает. Подсчёт каналов ведётся справа налево, сверху вниз.

  • Первый контакт — красный канал видео. Он отвечает за передачу видео красного спектра.
  • Второй контакт — зелёный канал видео. Такой канал отвечает за передачу видео зелёного спектра.
  • Третий контакт — голубой канал видео. Этот канал отвечает за передачу видео голубого спектра.
  • Четвёртый контакт — второй бит идентификатора монитора. Для коммуникации с монитором ему присваивают трехзначное числовое значение. Этот контакт отвечает за вторую цифру в этом числе.
  • Пятый контакт — общее заземление. Служит для создания корректного контура электрической цепи.
  • Шестой контакт — земля красного канала.
  • Седьмой контакт — земля зелёного канала.
  • Восьмой контакт — земля голубого канала. Все три последних контакта также служат для создания правильного контура электрической цепи.
  • Девятый контакт — питание. Питание необходимо для работы E-DDC. E-DDC — это система, созданная для общения компьютера с монитором. Точнее, для определения модели, технических характеристик, названия используемого монитора.
  • Десятый контакт — ещё одна земля.
  • Одиннадцатый контакт — нулевой бит идентификации монитора. Нулевая цифра из трехзначного идентификатора монитора.
  • Двенадцатый контакт — первый бит идентификатора монитора. Первая цифра из трехзначного идентификатора монитора.
  • Тринадцатый контакт — горизонтальная синхронизация. Горизонтальная синхронизация служит для сохранения целостности передаваемой картинки в горизонтальной плоскости.
  • Четырнадцатый контакт — вертикальная синхронизация. То же самое, но тут целостность сохраняется в вертикальной плоскости.
  • И последний, пятнадцатый контакт — третий бит идентификатора монитора. Третья цифра числа, служащего для опознавания монитора.

Иногда при разговоре о распиновке всяких разъёмов, можно услышать мельком также о распайке монитора. Но не стоит беспокоиться, распиновка и распайка разъёма — это одно и то же.

DisplayPort. Пристегнитесь, взлетаем!

Разъём DisplayPort (DP) встречается практически на всех современных видеокартах и топовых мониторах.

Принципиальное отличие от HDMI — пакетная передача данных, расширяющая возможности упаковки нескольких потоков в один канал. Такой принцип используется в PCI-Express и USB.

Интерфейс был принят в 2006 году, с тех пор вышли версии 1.1-1.4, а в июне 2019 года объявлена спецификация 2.0. В последней планка полосы пропускания устанавливается на уровне 80 (!) Гбит/с. Устройства с новейшим DP на борту начнут появляться только к концу 2020 года, но это уже то будущее, что становится настоящим. При этом и версии 1.3-1.4 обладают впечатляющими характеристиками, превосходящими, например, HDMI 2.0. К одному порту можно подключить два монитора с разрешением 4K или четыре с 2K при 60 fps. В таблице приведены параметры для одного монитора.

Кабели DP аналогично HDMI не имеют ограничения по длине в описании самого стандарта. Требования предъявляются к обеспечению гарантированной скорости передачи данных. В продаже большинство кабелей не более трёх метров в длину.

Это один из немногих технических параметров, в котором DP уступает HDMI. Вообще сравнение этих интерфейсов из области “кто круче — Сталлоне или Шварценеггер”, но его постоянно приводят. По факту, технически DP — более “продвинутый” и быстрый интерфейс, но за HDMI говорит гораздо более развитая экосистема. Чтобы подключить проектор, подойдёт HDMI-провод от Blu-Ray проигрывателя или другой домашней мультимедиа-техники. В этом сегменте HDMI встречается в разы чаще, а DP — удел мощных видеокарт и профессионального оборудования.

Спецификации DP определяют два вида разъёмов, отличающихся только размером: полноразмерный (DisplayPort) и мини (mini DisplayPort). MiniDP используется также для Thunderbolt 2, что позволяет через этот порт работать и с мониторами, и с внешними дисками.

DP поддерживает совместимость со всеми рассмотренными выше интерфейсами. Кабели и адаптеры заботливо штампуются производителями.

Типы VGA, DVI, HDMI, DP разъемов и кабелей

Типы VGA, DVI, HDMI, DP разъемов и кабелей

Содержание:

Вступление

VGA(англ. Video Graphics Array)

DVI (англ.Digital Visual Interface)

HDMI (англ. High Definition Multimedia Interface)

DisplayPort

Thunderbolt

Заключение

Что природа, что технологии, преследуют развитие от простого к сложному, от меньших возможностей – к большим. Это в полной мере касается видеотехники и, как ее неотъемлемой части, интерфейсных разъемов и кабелей – они тоже развиваются, происходит переход от устаревших стандартов к новым, в рамках одного стандарта идет «доводка» до максимально возможной пропускной способности и наиболее полного использования базовых возможностей. Вместе с тем, такая эволюция соединительных кабелей и интерфейсов приводит к определенной путанице, ведь некоторые особенности скрыты от глаз и доступны только в инженерных спецификациях, разобраться в которых обычному пользователю не всегда удается. Именно поэтому компания «Переходники ТМ» подготовила материал, объединяющий сведения о разъемах и кабелях для передачи видеоинформации – в помощь покупателям.

Для начала оговоримся: мы не будем рассматривать экзотические и редкие типы интерфейсов вроде USB Type-C и беспроводных (Miracast, WiDi, DLNA), забудем об анахронизмах типа SCART и S- Video ,а также не будем обсуждать RCA, так как обсуждать в нем, собственно, нечего – он прост, как топор. Предметом нашего разговора будут современные и актуальные типы соединений и передающих видеосигнал проводов: VGA, DVI, HDMI, DisplayPort и Thunderbolt.

Немного теории, без которой не обойтись

Несмотря на внешнюю запутанность стандартов и множество параметров, все видеоинтерфейсы характеризуют три определяющих характеристики.

  • Тип сигнала (аналоговый или цифровой).
  • Максимально возможное разрешение.
  • Максимальная пропускная способность.

Если и были когда-то сомнения в будущем цифровой передачи видео, то время их бесследно рассеяло – аналоговый формат на данный момент присутствует в аппаратуре скорее для совместимости со старыми модулями, но не как современная технология. «Цифра» проще передается на большие расстояния, более помехоустойчива, ослабленный сигнал практически без проблем поднимается до стандартных уровней, а выпадения и искажения обрабатываются и компенсируются. Есть и еще одно немаловажное соображение. В любом современном устройстве видеосигнал формируется в цифровом формате, да и мониторы оперируют им же, поэтому более логично сразу передавать этот сигнал напрямую, нежели преобразовывать его в аналоговый для передачи, а затем обратно. Этот устаревший вариант используется лишь в тех случаях, когда одно из соединяемых устройств не имеет цифрового интерфейса.

Максимальное разрешение и пропускная способность взаимозависимы. Если для вывода картинки некоего разрешения требуется какое-то количество байтов, то именно способность соединения передавать это количество байтов за единицу времени и определяет ограничения максимального разрешения.

Поскольку мы теперь знаем основные параметры интерфейсов, пора переходить к конкретике.

VGA(англ. Video Graphics Array)

Несмотря на то, что ведущие мировые производители заявили об отказе от этого интерфейса уже в 2016 году, следует отдать ему должное – VGA с небольшими усовершенствованиями начал свой путь в далеком 1987-м и в течение почти тридцати лет верой и правдой служил для передачи сигнала на мониторы. Думается, что он разменяет и свой «сороковник», правда, только в тех устройствах, которые к тому времени останутся в работе.

За исключением DVI-A, из аналоговых интерфейсов только VGA активно используется по настоящее время, однако перед более современными собратьями у него нет ни одного преимущества, кроме доступности и простоты.

Сейчас в отношении VGA возникает еще и некоторая путаница, касающаяся максимально поддерживаемого разрешения, и даже в спецификациях с какого-то момента указывается 1280×1024 пикселей, хотя у каждого, кто владел или владеет монитором с VGA-входом, найдется масса примеров поддержки разрешения 1920×1080 и даже 2048×1536 пикселей. Происходит это неслучайно. В то время, когда интерфейс VGA был на взлете своих перспектив, производители старались видеокарты и мониторы оснащать мощными производительными ЦАП и АЦП (цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи), а именно от них зависела производительность всего канала VGA и, следовательно, разрешение. Сейчас видеокарты и прочие видеоустройства если и оснащаются интерфейсом VGA, то зачастую с чипами самого нижнего ценового диапазона, попросту не вытягивающими большие параметры.

Распиновка VGA:

Максимум, доступный VGA-интерфейсу – это HD-качество. Ни о каком FullHD, а тем более, о передаче 3D, речь даже не идет.

DVI (англ.Digital Visual Interface)

Появление интерфейса DVI открыло новые горизонты, однако не упростило, а даже несколько усложнило жизнь пользователям. Дело в том, что стандарт предусматривает одновременное существование трех разновидностей: DVI-A (только аналоговыйсигнал), DVI-D (только цифровой), DVI-I (оба типа сигнала), причем два последних имеют одноканальные и двухканальные варианты. Весь этот «зоопарк» имеет отличающиеся разъемы и, безусловно, различные параметры.

Вероятнее всего, что DVI-A, поддерживающий только аналоговый видеосигнал, уйдет даже быстрее, чем VGA, потому что пользователь вряд ли будет долго терпеть интерфейс, который имеет ограниченную совместимость и кажется ущербным даже в пределах родного стандарта.

Совсем другая ситуация с цифровыми вариантами DVI, а уж с двухканальными она складывается еще интереснее. Благодаря вдвое большей скорости передачи информации, двухканальные способны поддерживать разрешение вплоть до 2560×1600 пикселей. Возможно даже появление особого стандарта на подключение двумя кабелями DVI-I для передачи 4К2К (такие технологии присутствуют на рынке), если интерфейс не будет вытеснен стандартом HDMI, а затем PisplayPort и Thunderbolt .

Какие переходники можно сделать с использованием витой пары

Витая пара – это основной инструмент для передачи данных в большинстве интерфейсов. Как цифровых, так и аналоговых. С ее помощью возможно сделать VGA — VGA переходник своими руками, который будет служить удлинителем. Но и это не предел возможностей такого кабеля. С помощью витой пары возможно сделать следующие виды адаптеров:

  • RCA to VGA
  • Переходник DVI (только аналоговый DVI-A)
  • Разветвители VGA и RCA (для подключения нескольких единиц техники)
  • SCART to VGA

На самом деле, это далеко не полный список. Все, чем ограничен полет фантазии – это тип передаваемых данных. Все данные, которые передаются в аналоговом виде и могут быть расшифрованы как RGB-сигнал, могут успешно проходить через переходник VGA. С цифровыми так, увы, не получится. Выше уже говорилось о том, что это принципиально разный тип передачи информации. Если говорить коротко, то у цифрового интерфейса каждый канал выдает только одно значение, а у аналогового – множество.

Конечно, при большом желании возможно найти плату для конвертера сигнала, приобрести ее и самостоятельно изготовить HDMI VGA или другой переходник. Однако потраченное время не будет стоить той разницы в деньгах, которую удастся сэкономить (если вообще удастся). Поэтому предпочтительнее все же изготовить переходник, а не пытаться мастерить сложный конвертер, который может и не заработать.

Отказ от разъёма [ | ]

К 2010-м годам VGA считается устаревшим [ кем? ] и активно вытесняется цифровыми интерфейсами DVI, HDMI и DisplayPort. Крупнейшие производители электроники Intel и AMD объявили о полном отказе от поддержки VGA в 2015 году [2] . Большинство мониторов, уже не имеющих разъёма VGA, подключаются к видеоадаптеру с комбинированным DVI-I-выходом посредством переходника, поскольку часть линий разъёма DVI в целях совместимости являются интерфейсом VGA (за исключением формата DVI-D, в котором аналоговые линии отсутствуют).

Галерея [ править | править код ]

Разъем DE15M, он же VGA (D-Sub 15 или DB15HD — неофициальные названия) на кабеле, использующемся для передачи RGB-видеосигнала на монитор

Не так давно, понадобилось припаять VGA-разъем к одноименному кабелю. Сам VGA-кабель был сломан и поэтому не поступал сигнал от компьютера к проектору. Ну знаете, когда подключают VGA-кабель к проектору для показа презентаций. Это я к тому, что VGA-кабель используется не только для подключения видеокарты и монитора.

Так вот, поискав в Интернете более-менее вразумительную схему распайки VGA-кабеля, я понял, что такой схемы нет и было решено самостоятельно нарисовать схему распайки.

Стоит отметить, что VGA-кабели бывают разными. В моем случае, имеется толстый 3-х жильный VGA-провод, выполненный по стандарту VESA DDC2/E-DDC.

Прежде всего, нужно было прозвонить каждый контакт и провод, чтобы понять что к чему. Получилось следующее:

На схеме показана распиновка VGA-кабеля со стороны распайки разъема типа «папа». Простыми словами, нумерация пинов (ножек) начинается с обратной стороны, там где вы должны припаять провода.

В случае, если тип соединения «мама», то отсчет контактов начинается со стороны разъема в том же порядке, что и на изображении.

Надеюсь данная схема вам пригодилась и помогла. Поэтому, поделитесь ссылкой на схему со своими друзьями.