Параметры подшипников

Параметры подшипников

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Параметры подшипников можно разделить на физические, то есть массогабаритные и динамические, то есть ходовые характеристики. Рассмотрим здесь первичные параметры, необходимые для подбора и замены подшипников, это:

  • диаметр подшипника;
  • ширина подшипника;
  • диаметр вала подшипника.

Подшипники, размеры, параметры

Для подбора аналогов подшипников качения и скольжения, а также в случаях, когда маркировку невозможно установить, важно знать точный диаметр изделий. Внутренний диаметр подшипника соответствует валу вращения, иначе именуется посадочным диаметром. Наружный диаметр подшипника и ширина соответствуют конструктиву корпусного пространства. Наружный ー это диаметр под подшипник. Посадочное отверстие внутреннего кольца подшипника жестко фиксируется на валу во избежание прокручиваний, а наружная обойма может помещаться в корпус детали с зазором.

Массогабаритные параметры зависят от размерной серии подшипника. При одинаковом внутреннем диаметре у подшипников тяжелой серии максимальные ширина и наружный размер. У подшипников средней и легкой серии, соответственно, меньше наружные габариты, рассчитанные на малую статическую нагрузку и более быстрое вращение.

Массогабаритные характеристики также зависят от рядной конструкции подшипников качения: у двухрядных и четырехрядных моделей ширина больше, чем у однорядных, при одинаковом внутреннем и наружном диаметре.

Диаметр подшипников ー таблица

Размеры подшипников качения устанавливаются международными и национальными производственными стандартами. ГОСТ 3478-79 распределяет основные размеры различных типов подшипников качения по размерным сериям от 1 до 9. Для удобства восприятия размеры по национальным/международным стандартам объединяют в сводные таблицы диаметров:

Такие таблицы могут разбиваться по виду (качения/скольжения), типу подшипников (радиальные, радиально-упорные, упорные), устройству (шариковые/роликовые; с односторонним/двухсторонним уплотнением; с канавкой и т.д.), а также по диапазону диаметров вала (1-5, 6-10, 11-20 … мм). Обычно производители указывают исчерпывающий размерный ряд на каждую модель подшипника в описаниях каталогов.

Диаметры подшипников качения не определяются по выработанному изделию, если доступны другие способы уточнения (маркировка, техническая документация), так как продолжительный износ (циркуляционное нагружение) может увеличивать зазоры и уменьшать размер изделия. Особенно это сказывается при неправильной установке подшипника.

Диаметр вала подшипника

Для подбора подшипника без внутреннего кольца необходимо знать точный диаметр вращающегося вала. При конической посадке внутренний диаметр измеряется по меньшей стороне.

Диаметр вала вертикальных упорных опор измеряется по тугому кольцу. Если на вале предусмотрена втулка, то диаметр измеряется внутри нее. При многогранной форме поверхности вала расчет диаметра производится по вписанной окружности.

Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами

Есть 4 категории, согласно которым можно разделить все изделия, классифицировать их:

  • 1D – менее десяти миллиметров.
  • 2D – больше 10, но не более 20 мм.
  • 3D – превыше двадцати вплоть до 499 мм.
  • 4D – более 50 сантиметров.

Это разделение прописывает документ ГОСТ 3189-89. Посмотрим подробнее, в чем особенности нумерации.

Для первого диапазона

Самый простой вариант, тогда классическая картина совсем не нарушается. Это для самых небольших деталек – можно проставить цифру от 1 до 9 включительно. Соответственно, указываются только целые значения. Шагом является миллиметр. Если все так хорошо укладывается в правило, то просто записываем диаметр в начальную графу. Помним, что маркировку мы читаем справа налево, так что последнее место является для пользователя отсчетным – здесь и оказывается показатель.

Вторая ситуация, если мы имеем дробь. Сначала прибегаем к общим правилам округления, то есть если после запятой мы имеем 1, 2, 3 или 4, то смело отбрасываем их, а если от 5 до 9, то приписываем на единицу больше. Готовое округленное значение записываем в первую (то есть с конца) ячейку. Вторую заполняем условным обозначением «5» (это показывает, что было использовано дробное число), а третью – нулем. Если левее не будет указываться важной информации, а иногда такое бывает, то и этот «0» можно вычеркнуть. Тогда у нас получается ядро всего из двухзначного числового символа.

Пример: Ø равен 7,68. Пишем сначала 8, а затем спереди приписываем 5 и 0. Получаем — XXX058 или просто 58.

Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами

Есть 4 категории, согласно которым можно разделить все изделия, классифицировать их:

  • 1D – менее десяти миллиметров.
  • 2D – больше 10, но не более 20 мм.
  • 3D – превыше двадцати вплоть до 499 мм.
  • 4D – более 50 сантиметров.

Это разделение прописывает документ ГОСТ 3189-89. Посмотрим подробнее, в чем особенности нумерации.

Для первого диапазона

Самый простой вариант, тогда классическая картина совсем не нарушается. Это для самых небольших деталек – можно проставить цифру от 1 до 9 включительно. Соответственно, указываются только целые значения. Шагом является миллиметр. Если все так хорошо укладывается в правило, то просто записываем диаметр в начальную графу. Помним, что маркировку мы читаем справа налево, так что последнее место является для пользователя отсчетным – здесь и оказывается показатель.

Вторая ситуация, если мы имеем дробь. Сначала прибегаем к общим правилам округления, то есть если после запятой мы имеем 1, 2, 3 или 4, то смело отбрасываем их, а если от 5 до 9, то приписываем на единицу больше. Готовое округленное значение записываем в первую (то есть с конца) ячейку. Вторую заполняем условным обозначением «5» (это показывает, что было использовано дробное число), а третью – нулем. Если левее не будет указываться важной информации, а иногда такое бывает, то и этот «0» можно вычеркнуть. Тогда у нас получается ядро всего из двухзначного числового символа.

Пример: Ø равен 7,68. Пишем сначала 8, а затем спереди приписываем 5 и 0. Получаем — XXX058 или просто 58.

Что такое таблица и ее основные функции

Таблица рассматривается как специальный инструмент для подбора подшипников. В ней приведены общие данные о подшипниках разных типов, о тех или иных моделях. В список таблицы входят и импортные и российские запчасти. Это удобно тем, что в случае подбора определенного номера подшипника, в таблице будет отражаться абсолютный его аналог, отечественный или зарубежный.

Основные сведения, представленные в таблицы, это диаметр внешнего и внутреннего кольца, вес изделия, его ширина и номер. Все числовые показатели полностью соответствуют общепринятым стандартам, что исключает ошибки в процессе выбора типоразмера изделия по номеру.

Шариковые

Мы рассмотрим самые ходовые типы шариковых подшипников, размеры и основные параметры приведены в таблицах на страничке. Однорядный радиальный является самым распространенным и самым применяемым в автомобильной технике. Кроме радиальных нагрузок, он выдерживает и любые осевые нагрузки за счет того, что диаметр желобка немного больше диаметра шарика. Они применяются в условиях высоких оборотов при малой потере мощности.

Подшипники магнето используются, как правило, в паре и их легко извлекать за счет наличия буртиков на торце. Они имеют штампованные латунные сепараторы и могут быть диаметром от 4 до 20 мм. Нередко используются радиально-упорные шариковые конструкции. Она рассчитана на использование под угловыми нагрузками от 40 до 15 градусов. Существуют также варианты с четырехточечным контактом, двухрядные и самоустанавливающиеся.

Читайте также  L и n в электрике

Что такое автомобильный подшипник

Любой экземпляр применяется только в определенных целях и строго по расчетной нагрузке. Практически вся машина состоит из подшипников разного типа, а бывают они такие:

  • скольжения;
  • качения.

Подшипник скольжения представлен вкладышами коленчатого вала и разнообразными втулками, то есть те детали, которые поддерживают вращение скольжением. Как правило, их применение обусловлено или высокими нагрузками, или неоправданностью применения дорогих подшипников качения, как например, втулка дверной петли или втулка стартера.

Подшипники качения — самая распространенная группа, в которую входят множество подгрупп. Их мы рассмотрим отдельно. Такой подшипник представляет собой две обоймы — наружную и внутреннюю, элементы качения (шарики или ролики), сепаратор. Сепаратор нужен для более плавного распределения элементов качения по желобку во внутренней и внешней обойме. Элементы качения — это ролики или шарики. Еще бывают игольчатые, они представляют собой те же роликовые, но с маленьким диаметром и большой шириной ролика. Встречаются не только однорядные, но и многорядные .

Типы подшипников

Существует несколько делений подшипников на разные типы. В основе каждого такого деления лежит какой-то признак, который и является основным для отнесения важного элемента для вращения к тому или иному типу.

Первое такое деление основывается на том, как нагрузка воздействует на подшипник и заставляет его работать. Но ведь и нагрузка бывает разной. Соответственно, и группы подшипника будет задействованы в зависимости от того, как нагрузка действует на него.

Группы, зависящие от действия нагрузки:

  • Радиальные.
  • Упорные.
  • Радиально-упорные.

Рассмотрим подробно каждую из этих групп. Итак, первая группа – радиальная. Такие подшипники могут действовать лишь под воздействием радиальной нагрузки. Редко они действуют и под осевой нагрузкой, если используются роликовые элементы для вращения, которые имеют необходимый диаметр.

Вторая группа — упорные элементы для вращения. Они прекрасно работают лишь только тогда, когда ощущают действия осевых нагрузок. Третья группа – радиально-упорные, которые могут действовать под любыми видами нагрузок. Им не страшны ни радиальные, ни упорные нагрузки.

Есть и другое деление подшипников, в основе которого положено форма тел для качения, а также их диаметр. Существуют два вида: шариковые и роликовые. Первый вид – шариковые. В их основе лежит качение такого тела, которое по своей форме похоже на шарики и имеют небольшой диаметр. В основе второго вида – роликового, лежит другая форма качения, то есть ролики определенного диаметра.

По своей конструкции подшипники можно разделить на два вида: самоустанавливающиеся и не самоустанавливающиеся. Такие элементы для вращения еще называют и сферическими. Обычно разделение на эти два вида не требуют какого-либо дополнительного объяснения, Но главное не забывать о диаметре и как можно чаще заглядывать в специальные таблицы, где они и представлены с пояснениями.

Существует еще одно деление подшипников, которое зависит не только от его диаметра или размера, но прежде всего от качения тел самого подшипника, которые могут быть как роликовые, так и шариковые. Такой элемент для вращения может быть, несмотря на формы шариков или роликов, одно-, двух-, трех- или четырехзарядным.

Виды уплотнений подшипников

Уплотнения подшипников подразделяются на внешние и встроенные.
Внешние уплотнение это самостоятельная деталь и поставляется отдельно. Их обычно используют вместе с крупногабаритными подшипниками, которые работают тяжелых условиях.

Встроенные уплотнения уже являются частью закрытого подшипника и поставляются с подшипником. Бывают двух типов: защитные шайбы и каучуковые уплотнения.

Контактное уплотнение основано на действии тонкой уплотнительной губки, которая плотно прилегает к контактируемой поверхности и защищает от попадания примесей, влаги или от вытекания смазки. Оно устанавливается в канавку на наружном кольце и касается внутреннего кольца одной или несколькими кромками, за счет чего обеспечивается герметизация. Плотное прилегание обеспечивается или за счет самого материала или при помощи пружины.

Бесконтактное уплотнение устанавливают в тех местах, где из-за недостаточности места или по стоимости нельзя установить бесконтактные уплотнители. Защитная шайба из штампованной стали вставляется в наружное кольцо и образует небольшой зазор с внутренним кольцом, не касаясь его, поэтому момент трения не увеличивается. Также применяется там, где есть условия повышенного нагревания или повышенные обороты двигателя.

Изготавливают уплотнения из штампованных стальных колец простого исполнения.

Контактные уплотнения изготавливают из металорезины и лабиринтом между листовым элементом и резиновой губкой. Повышенная защита от загрязнений. Но применяется только при средним оборотам двигателя. Резиновые губки стандартно изготавливаются из бутадиенакрилнитрильного каучука с армированием из листовой стали, кромки которых касаются выточек на боковой плоскости внутренних колец. Все закрытые подшипники не требуют повторной смазки, их заполняют смазкой 1 раз при изготовлении. При заполнении качественной смазкой, подшипники не нуждаются в повторном уходе.

Таблица размеров подшипников — как расшифровать обозначения?

Как и любой другой вид маркировки каждая указанная цифра или буква имеет свою трактовку. Расшифровать их можно в таком порядке:

1 знак – диаметр изделия;

2 знак – размер серии продукта;

3 знак – показатель нулевого подшипника;

4 знак – тип подшипника (всего их насчитывается девять);

5-6 знак – конструкция изделия.

Существуют и другие опознавательные знаки. Таблица размеров подшипников качения содержит обозначения, которые располагаются по две разные стороны. Читать их правильнее слева направо. Порядок расположения выглядит следующим образом:

  1. Уровень вибрации (Ш1).
  2. Смазочные материалы (С1).
  3. Температурный режим (Т1).
  4. Технические требования (У1).
  5. Роликовые подшипники с модернизированным контактом (М1).
  6. Конструктивные изменения, которые были внесены на первом этапе производства (К1).
  7. Материалы обозначаются буквами и цифрами русского алфавита.
  8. Подшипник с максимальной нагрузкой (А).
  9. Конструкция (Н) в соответствии с государственным стандартом.
  10. Класс точность (0, Х, 6, 5, 4, 2.).
  11. Обзор радиуса ( 1,2,3…)
  12. Трение (1,2,3…)
  13. Категория подшипника (А,В,С).

Дополнительные условные обозначения, которые присутствуют в таблице размеров, помогают максимально упростить поиск необходимого подшипника. При помощи этих параметров вы сможете подобрать удачную модель, которая будет работать слаженно в вашей технике.