Как пользоваться толщиномером, и зачем он нужен при покупке авто

Он помогает узнать толщину лакокрасочного покрытия, перекрашивали ли машину после выпуска с завода, например, при кузовном ремонте после аварий. Это позволяет проверить, действительно ли кузов автомобиля не повреждали.

Если кузов помят из-за ДТП или неаккуратного вождения, нанести краску также тонко невозможно. Вот почему:

  • нет промышленного оборудования такого уровня;
  • общий слой материалов на кузове увеличивается из-за шпатлевки и грунтовки, которые выравнивают вмятину;
  • краска при ремонте отчасти берет на себя задачу по выравниванию поверхности.

При проверке отремонтированного участка толщиномер покажет, что слой больше, чем должен быть.

Как пользоваться толщиномером

Приложить к поверхности перпендикулярно и посмотреть на дисплей. Цифры покажут толщину в микронах . Большинство современных моделей калибровать не нужно.

Принцип работы и виды

Недорогие приборы работают на основе электромагнитной индукции. Они подходят только для стальных кузовов. Если деталь сделана из пластика, толщиномер не определит толщину покрытия. Сейчас у многих автомобилей пластиковые бампера и передние крылья. Толщину краски на них нужно проверять ультразвуковым толщиномером, который относится к категории профессионального оборудования.

Магнитные модели наименее точные, их измерения зависят от магнетических свойств металла. А вихретоковые толщиномеры зависят от проводимости тока материала.. Они точно измеряют краску на медных и алюминиевых деталях, но на других металлах точность падает.

Сколько должен показывать толщиномер

Общего стандарта нет – у каждой марки и даже модели есть своя норма покраски . Например, для Audi A4 B9 стандартная толщина от 125 до 145 мкм. А для Audi A4 B8 – от 120 до 140. Honda CR-V в 2002-2007 годах красили в 90-120 мкм, в 2007-2012 – в 80-100 мкм, а с 2012 – в 95-125 мкм.

Информацию о толщине заводской покраски для каждого производителя можно найти в интернете.

Есть общие закономерности по тому, в каком регионе произведена машина. Для европейских производителей средний показатель – 100-130 мкм. На некоторых участках слой толще на 15-30 мкм. Японские производители любят красить тоньше — на 80-90 мкм. Кстати, из-за этого на кузове раньше появляются сколы и трещины.

Советы для точной проверки краски на авто толщиномером:

  • Начните с крыши. Эту часть реже ремонтируют. Скорее всего, тут получится узнать заводскую толщину покраски.
  • Измеряйте симметрично. Если на передней стойке обнаружен толстый слой краски, «стрельните» в этом же месте на противоположной стойке. Если показания совпадают , краска «родная».
  • Внимательно проверяйте пороги и проемы. Это силовые элементы кузова. К отклонениям здесь лучше отнестись подозрительно. Но помните, что внутренние поверхности обычно прокрашивают тоньше, чем наружные – на 30-50 мкм.

О чем говорят показатели прибора

Чем больше отклонение от стандартного значения , тем серьезнее проведенный ремонт. Например, если слой краски на капоте на 40-50 мкм толще, чем на кузове, это говорит о перекраске. Скорее всего, без ремонта. Если цифра выше на 100-150 мкм и более, без шпатлевки и рихтования дело не обошлось. Отклонение в 1000 мкм или близкое свидетельствует о серьезной аварии, на ремонте после которой владелец решил сэкономить – и заровнял все шпатлевкой.

Нюансы и исключения в работе толщиномера

В редких случаях измеритель может показывать нестандартные значения, е. Иногда машины на заводе окрашивают дважды. Чаще, чем у других, такое происходит с Jaguar и с автомобилями производства VAG. Стандартные показатели тут в 2 раза больше. Но обнаружить место ремонта также просто – там слой будет еще толще.

Еще нюанс – покраска автомобилей ручной сборки, которые выпускают малыми сериями. Если их окрашивают вручную, даже у новой модели измерения толщины ЛКП будут отличаться.

Толщиномер лакокрасочного покрытия

Толщиномер — это прибор, который позволяет узнать толщину какого-то покрытия с определенной точностью. Поверхности могут состоять из совершенно разных материалов: лака, краски, пластика. Эти устройства применяют во всех сферах деятельности человека: начиная с промышленности, машиностроения и заканчивая строительно-монтажной индустрией. Они способны быстро и с большой точностью установить, насколько качественно покрытие как у новой продукции, так и у ремонтируемой — только надо знать, как пользоваться толщиномером. Этот прибор применяют при проведении различных контролирующих и исследовательских экспертиз. Он служит достойным помощником в работе многих специалистов:

  • автослесарей кузовных работ;
  • маляров;
  • полировщиков различных предметов и машин;
  • автоэкспертов и оценщиков;
  • страховых агентов.

Калибровка

Тол­щи­но­ме­ры про­да­ют­ся уже отка­либ­ро­ван­ны­ми с заво­да и гото­вы­ми к рабо­те. Обыч­но нет необ­хо­ди­мо­сти про­из­во­дить калиб­ров­ку. Каче­ствен­ный при­бор будет рабо­тать года­ми, и пока­зы­вать точ­ные резуль­та­ты изме­ре­ний. Для боль­шей уве­рен­но­сти и луч­шей точ­но­сти мож­но при­дер­жи­вать­ся пра­ви­ла – про­ве­рять «ноль» на метал­ли­че­ской пла­стине. Это гаран­ти­ру­ет, что зонд пра­виль­но настро­ен для харак­те­ри­стик осно­ва­ния, на кото­ром будет изме­рять­ся покры­тие.

Калиб­ров­ка – про­цесс настрой­ки для рабо­ты со спе­ци­фич­ным мате­ри­а­лом до изме­ре­ний, что­бы быть уве­рен­ным, что изме­ре­ния точ­ны. На калиб­ров­ку вли­я­ет тип мате­ри­а­ла, его фор­ма и покры­тие. К при­ме­ру, маг­нит­ные свой­ства сталь­ных спла­вов варьи­ру­ют­ся, и про­во­ди­мость раз­ных алю­ми­ни­е­вых спла­вов и дру­гих цвет­ных метал­лов так­же варьи­ру­ют­ся. Эта вари­а­тив­ность вли­я­ет на точ­ность изме­ре­ний тол­щи­но­ме­ра. Это зна­чит, что тол­щи­но­мер, на мяг­кую сталь про­чи­та­ет дру­гое зна­че­ние для того же покры­тия на высо­ко­уг­ле­ро­ди­стой ста­ли. Настрой­ка тол­щи­но­ме­ра поз­во­ля­ет уста­но­вить тол­щи­ну покры­тия для усло­вий пре­об­ла­да­ю­щих для рабо­ты. Вдо­ба­вок к раз­ни­це мате­ри­а­лов, форм и покры­тий, настрой­ка может выпол­нять­ся при повы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ре или при при­сут­ствии слу­чай­ных маг­нит­ных полей.

Про­из­во­ди­те­ли каче­ствен­ных тол­щи­но­ме­ров реко­мен­ду­ют делать калиб­ров­ку 1 раз в год для пол­ной уве­рен­но­сти в его точ­но­сти.

Калиб­ро­воч­ные пла­сти­ны для тол­щи­но­ме­ра

В ком­плек­те с тол­щи­но­ме­ром есть набор калиб­ро­воч­ных пла­стин, сде­лан­ных из пла­сти­ка и име­ю­щих раз­лич­ную тол­щи­ну. Каж­дая пла­сти­на мар­ки­ро­ва­на соот­вет­ству­ю­щим зна­че­ни­ем. Вдо­ба­вок, в ком­плек­те есть метал­ли­че­ские пла­сти­ны (сталь и алю­ми­ний), слу­жа­щие осно­ва­ни­ем для пла­сти­ко­вых калиб­ро­воч­ных пла­стин, а так­же исполь­зу­ю­щи­е­ся для нуле­вой калиб­ров­ки. Пла­сти­ны изме­ря­ют­ся тол­щи­но­ме­ром в пред­пи­сан­ном поряд­ке, и инстру­мент настра­и­ва­ет­ся для рас­по­зна­ва­ния кон­крет­ной пла­сти­ны. С эти­ми ори­ен­ти­ра­ми инстру­мент настро­ит­ся на пра­виль­ную тол­щи­ну.

Базо­вые про­це­ду­ры калиб­ров­ки похо­жи для всех тол­щи­но­ме­ров, одна­ко, нуж­но сле­до­вать инструк­ции кон­крет­ной моде­ли. Нет необ­хо­ди­мо­сти калиб­ро­вать каж­дый раз при исполь­зо­ва­нии при­бо­ра (если изме­ре­ние про­из­во­дит­ся на том же объ­ек­те). Пери­о­ди­че­ские про­вер­ки делать реко­мен­ду­ет­ся для опре­де­ле­ния воз­мож­ных откло­не­ний.

После калиб­ро­ва­ния тол­щи­но­ме­ра, пара­мет­ры запи­сы­ва­ют­ся в его памя­ти и про­цесс не нуж­но делать повтор­но. Реко­мен­ду­ет­ся про­ве­рить точ­ность по спе­ци­аль­ным калиб­ро­воч­ным образ­цам, после мно­же­ства часов его рабо­ты или если при­бор дол­гое вре­мя не исполь­зо­вал­ся.

Можно ли обмануть прибор?

Нечестные механики и продавцы научились использовать тощиномеры в своих интересах. Нередко вместо окраски элемента кузова дилеры просто меняют его на новый, окрашенный в заводских условиях. Толщиномер может показать уровень лакокрасочного покрытия и наличие повторных окрашиваний, но не указывает на то, была ли деталь заменена. Этим и пользуются желающие скрыть факт аварии продавцы.

Читайте также  Какой паяльник выбрать

Сам толщемер имеет утвержденный уровень погрешности, который зависит от конкретной модели и качества ее сборки. Специалисты могут ссылаться на неточность, если видят, что покупатель не разбирается в этом.

Процедуру проверки рекомендуется делать в присутствии человека, имеющего опыт применения толщиномера.

Процесс измерения

Толщиномер нужно прикладывать ко всем деталям кузова автомобиля, причем замеры на одном месте проводятся до 5 раз. Потом вычисляется среднее арифметическое значение, и все данные сравниваются между собой. Необходимость нескольких измерений заключается в том, что агрегаты всегда дают погрешность, а таким образом, можно получить результат, максимально приближенный к точному.

Особого внимания требуют толстые участки на кузове. Если по сравнению с другими местами толщина краски больше минимум на 100 мкм, значит, участок повторно окрашенный.

Разница более 160 мкм говорит об использовании шпатлевки перед покраской. Если же, наоборот, в каком-то месте показание меньше, там применялся полироль во время ремонта. Он содержал абразивные материалы, снимающие небольшой слой краски.

Помимо этого, можно проверить слой герметика, который накладывается на сварочные швы. Если обнаружено его отсутствие либо сколы краски на болтах, значит, они были заменены на новые.

Бывают ситуации, когда недобросовестные продавцы нарочно не моют автомобиль, чтобы невозможно было сделать точные замеры при покупке, особенно если проводились реставрационные работы после ДТП.

Рекомендуется поработать толщиномером в тех местах, где есть переходы, то есть там расположены разные детали, которые при производстве красились по разным технологиям либо по отдельности. Такая погрешность совершенно нормальная и она может составлять до 35 мкм, при этом общая погрешность толщиномера может достигать 4%.

Как использовать толщиномер?

Видео: Владимир Мышев / ДП-АВТО.РУ — Подбор авто в Москве

Чтобы качественно «измерить» кузов автомобиля, необходимо произвести не менее нескольких десятков измерений, проверяя толщину покрытия на каждом элементе кузова в нескольких местах.

Толщина заводского покрытия может варьироваться от 80 до 150 (в некоторых случаях даже 200) микрометров. Когда дело доходит до заводской толщины краски, чем толще, тем лучше. Заводской лак (то есть сумма толщины всех слоев грунта, краски/лака, нанесенных на лист) толщиной 150-200 микрометров (0,15-0,20 мм) можно считать толстым, а один, толщиной менее 100 микрометров — тонким.

В крайних случаях автомобили могут иметь всего 60-70 микрон лакокрасочных покрытий. Это означает, что их лакокрасочное покрытие очень слабое, тонкое и его трудно будет ремонтировать. Чтобы правильно интерпретировать результаты толщиномера, нужно запомнить несколько правил:

  • Не толщина, а равномерность покрытия по всему автомобилю заставляет сделать вывод, что краска оригинальная (заводская)
  • Внутренние окрашенные детали (например, моторный отсек) обычно окрашиваются на заводе тоньше, чем внешние
  • Если автомобиль окрашен в целом толстым слоем, неоригинальность лакокрасочного покрытия может быть определена на основе «признаков покраски/перекраски»: пятна, посторонние вкрапления, загрязнения, пыль, прилипшая к краске, подтеки и т. д. Хороший тест: провести пальцем по краю кузовного элемента, например с торца, — только хороший художник может сделать край ровным и гладким
  • Если один из элементов кузова окрашен значительно толще, чем другие, он, вероятно, окрашен в автомастерской
  • Если симметричные элементы (например, внутренние стороны порогов) автомобиля окрашены лаком другой толщины, то более толстый порог ремонтировался
  • Если краска автомобиля очень тонкая, ее, вероятно, много раз шлифовали — это следует считать явным недостатком.

Для справки: многие толщиномеры в качестве единиц измерения толщины лакокрасочного покрытия используют значение «mil». Обратите внимание: это не миллиметр. На самом деле это тысячная доля одного дюйма. Соответственно, 1 мм = 39,4 mil, а 1 mil = 0.0254 мм.

Также не забывайте, что микрон — это то же самое, что микрометр (мкм). 1 мкм — это 10 -6 м.

Толщина ЛКП

А теперь скажу несколько слов о толщине ЛКП автомобиля. Современные приборы могут измерять ее с точностью до тысячных долей миллиметра – микронов (0.001мм). Это здорово, ведь машины окрашивают все более тонким слоем. Даже 150-160 микрон считается теперь толстым слоем краски, а особо технологичные японцы, вроде Мазды, умудряются обходиться слоем в 80 микрон.

Здесь можно было бы привести целую таблицу толщин для каждой марки, модели и даже модельного года, но на практике все это вам не поможет. Дело в том, что даже на одном автомобиле в разных местах краска имеет разную толщину. Поэтому, проверяя толщиномером автомобиль перед покупкой, мы не можем ориентироваться на некую толщину из таблицы. Нормальную для данного автомобиля толщину краски нам предстоит выяснить самостоятельно и для этого лучше всего использовать его крышу.

Дело в том, что крыша – это наименее уязвимая часть автомобиля. Она редко повреждается и меньше ржавеет, поэтому ее красят, только когда все уже совсем плохо. Исключение – ветка, упавшая на крышу, но это редкий случай. Кроме того, выровнять и покрасить крышу – довольно сложно, на ней все видно, как на ладони.

Итак, первым делом проверяем переднюю часть крыши, затем обходим весь периметр и центр. Обычно, слой краски на крыше имеет толщину от 80 до 160 микрон, но главное – она должна лежать равномерно. Если толщина краски превышает 200 микрон или отличается в разных местах, значит крышу красили. Это может означать все что угодно, от упавшей ветки, до «перевертыша».

Особенности работы с популярными моделями

Начать обзор стоит с ультразвуковой модели PosiTector 200. Это одно из самых эффективных решений в своем сегменте. Аппарат хорош тем, что практически не требует предварительной калибровки – она выполняется автоматически. Пользователю остается лишь поднести чувствительный элемент (может сменяться в зависимости от типа материала) и в течение нескольких секунд получить данные на дисплее.

Интересен и магнитный толщиномер ЕТ-10Р. Как пользоваться данным устройством? В отличие от предыдущей модели, этот прибор требует калибровки по комплектным образцам. После этого аппарат необходимо перевести в режим исследования и поднести к целевой поверхности. Особенностью этого прибора является возможность непрерывного измерения в движении. То есть пользователь может удерживать рукоятку и перемещать чувствительный орган по направлению изучаемой площади, параллельно с этим регистрируя сведения в электронном блоке.

Заключение

Покупка автомобиля это важное событие в жизни любого человека. Как правило, это дорогостоящая покупка, поэтому многие подходят к выбору серьёзно и используют любые средства для того, чтобы убедиться в качестве и надёжности машины. Толщиномер относится к одному из таких способов, который способен определить был автомобиль в аварии или нет. Даже проведение косметического ремонта легко определить с помощью толщиномера. Главное это следовать всем инструкциям и анализировать полученные сведения со стандартными параметрами.