Форсунка газовая

Форсунка газовая

При установке ГБО 4 поколения практически всегда (исключение форсунки HANA) возникает вопрос — какой диаметр жиклеров выбрать? Для тех кто совсем не в курсе пара слов о том, что же такое газовые жиклеры? Рампа газовых форсунок имеет вкрученные металлические штуцера, в которых имеют отверстия. Эти отверстия выбираются не от балды, а специальным образом. Соответственно они калиброваны, а калиброванные отверстия для подачи газа и есть газовые жиклеры. Для чего они? Все дело в дозации газа. При настройке ГБО 4 поколения, Ваша задача при определенном расходе воздуха (на сжигание бензина) дать столько газа, что бы этот воздух полностью сгорел. То есть количество газа должно быть эквивалентно количеству бензина при равных потреблениях воздуха (кислорода из воздуха), и одним из самых эффективных способов дозации является изменение диаметра жиклера.

Разные способы подбора диаметра жиклера

Для упрощения задачи подбора диаметра жиклера производители ГБО применяют разные таблицы (смотрите выше), списки и даже программы подбора жиклеров. А сами программы некоторых производителей умеют подсказывать правильное ли значение жиклера выбрано, это программа узнает после автокалибровки (системы Lovato, Alfa, OMVL, Lecho). Или как в инструкции к Stag (Digitronic) прописано о значении коэффициента — больше 1,6 жиклеры маленькие, меньше 1,2 значит большие.

Таблицы обычно содержат разные величины жиклеров при разной мощности или объеме двигателя. В программах та же система — Вы выбираете мощность или объем, Вам выводится значение жиклера. В списках указывается конкретная машина и какое оборудование (в том числе величина жиклера) были установлены и это работало. Но это все актуально для какой то одной модели газовых форсунок. Например все эти расчеты обычно для реек Valtek тип 30 (и схожих с ней — Lovato JLP, Rail IG-5). Но у этих реек может быть разный ход штока. Например у реек Rail всегда ход штока больше реек Valtek. А OMVL вообще идет с ходом штока 0,4 что практически в 2 раза ниже чем у Rail. Как же быть?

Главное понять суть процесса подбора жиклеров.

Если смотреть в корень, то все проще чем кажется. Все сводится к временам впрыска бензина и газа. Как известно при работе ГБО 4 поколения время бензинового впрыска не должно меняться при переходе на газ. Так вот второй момент это разница между газовым временем впрыска и бензиновым. При выборе диаметра жиклера Вы должны смотреть в технические характеристики газовых форсунок и на время бензинового впрыска автомобиля на который ставите ГБО. Давайте рассмотрим на примере:

Вы используете газовые форсунки с минимальным временем работы 4-4,5 мс. А время впрыска бензина на Вашем автомобиле без нагрузки на ХХ 3 мс. То, так как на ХХ это не самое низкое время впрыска (когда Вы едете с не большого уклона и убираете ногу с газа, будет время впрыска ниже 3 мс. Это режимы перед CutOff), нужно расчитывать чтобы и газовое время на ХХ не было минимальным. То есть нам необходимо стремиться к значению времени впрыска газа на ХХ примерно 5-5,5 мс. Это даст нам не большой запас на режимах >3 мс бензинового впрыска.

Так вот подбирать жиклеры нужно так, чтобы (в нашем конкретном примере) после автокалибровки время бензинового впрыска не менялось при переходе на газ, а время газового впрыска было в районе 5-5,5 мс. Это даст не большой запас форсункам при работе на нагрузках ниже ХХ.

Будь у Вас автомобиль с 5 мс бензинового впрыска, все равно Вам стремиться к 5-5,5 мс газового на ХХ, так как это время идеально для выбранных Вами форсунок.

Если после автокалибровки время газового впрыска больше 5,5 мс, то имеет смысл рассверлить жиклеры. Шаг рассверловки зависит от значения газового впрыска, если получился 7 мс то можно сразу на 0,2-0,3 сверлить, если получился 6 мс, то на 0,1 или вообще лучше оставить и поднять чуть давление.

Чем плох малый диаметр жиклера?

Выбирая диаметр жиклера меньше нужного, Вы с одной стороны получаете более стабильную работу газовых форсунок (что хорошо), но с другой стороны получаете вероятность не хватки газа на высоких нагрузках и как следствие бедную смесь, снижение мощности, ошибку постоянно открытых инжекторов. Понять на этапе настройки это довольно просто — узнайте максимальное время впрыска на Вашем автомобиле. Если оно стремится к 18 мс, то вероятность, что Вы получите постоянно открытые жиклеры с нашим примером крайне велика. Необходимы испытания в движении и слежение за временем впрыска газа на большой нагрузке. Если после подбора жиклеров, настройки коэффициента газовой карты при вождении у Вас газовое время подходит к 25 мс, то есть повод задуматься — сверлить дальше, покупать другие газовые форсунки (быстрые и производительные) или подключать бензин на высоких нагрузках.

Обычно эта проблема актуальна для автомобилей с турбонагнетателем. С одной стороны малый объем и низкое время впрыска на ХХ, переходит в большой расход топлива и большие впрыски газа на мощностных режимах.

Подводя итог можно сказать — выбирая жиклеры на газовые форсунки стремитесь к газовому впрыску на ХХ чуть выше минимально возможному для рейки, а на нагрузке следите, чтобы время газового впрыска не превышало максимально возможного впрыска (обычно 25 мс).

Форсунки Lovato LP

По современным меркам Lovato LP были средними по скорости, но вполне способными работать на большинстве современных автомобилей. Невысокая скорость компенсировалась отличной сбалансированностью всей системы ГБО Lovato 4-го поколения.

Главным преимуществом газовых форсунок Ловато является огромный ресурс работы. Нередко автомобили пробегают более 500 000 км без замены или ремонта инжекторов. Со временем появилась модификация форсунок LP — а именно версия Lovato JP — с возможностью проведения их сервисного обслуживания.

Модульность конструкции газовых форсунок Lovato

Ещё одним преимуществом является модульность конструкции всех инжекторов Ловато. Например, для 4-х цилиндрового двигателя одни и те же форсунки можно использовать в различных комбинациях:

  • Четыре отдельных форсунки (4*1) — для спортивных автомобилей и для автомобилей со сложным впускным коллектором;
  • Две рампы по две форсунки (2*2) — для оппозитных двигателей или двигателей с большим объемом;
  • Одна рампа с 4 форсунками (1*4) — для обычных автомобилей. Данная комбинация упрощает монтаж и ускоряет процесс установки ГБО.

В процессе эволюции автомобилей, с появлением новых технологий подачи бензина, таких как довпрыски, созрела необходимость создания очень быстрых инжекторов. Так появилась линейка KP.

Выбор в зависимости от поколения ГБО или по торговой марке

Здесь все зависит от того, какого поколения выбрано ГБО, так как механизмы, заведующие доставкой топлива, имеют сильные различия в своей конструкции. Это необходимо учитывать при выборе модели, иначе при эксплуатации возникнут проблемы.

Читайте также  Транзистор в ключевом режиме

Разновидность поколений ГБО – это, в основном, условное соответствие пакета установки стандартам и типовому различию впрыска ДВС:

  • II поколение идет по стандарту Евро 2 и подходит карбюраторным моторам;
  • III и IV поколение для раздельно впрыска, то есть для инжектора;
  • V и VI поколение – это уже для движков с диагностическими и управленческими системами, основанными на применении электроники.

При ошибочном выборе комплектующих для разных видов поколения ГБО можно напрасно потратить средства и приобрести ненужные материалы. И тогда придется демонтировать поставленные газовые форсунки и купить новые, те которые непосредственно подходят.

Итак, чтобы не производить замену газовых форсунок, нужно покупать полный комплект для ГБО после IV поколения. А для более ранней версии можно выбирать форсунки на газ у тех производителей, кто выпустил систему ГБО, стоящую на авто.

А также, кроме технических характеристик, механизмы, регулирующие впрыск, отличаются по стоимости.

Более дорогие марки отличаются следующими моментами:

  • качество изготовления деталей;
  • применением материалов высокого качества;
  • точность проработки отдельных важных моментов;
  • большим жизненным ресурсом;
  • отличительной надежностью.

Думая о том, какие форсунки выбрать, лучше всего обратиться за консультацией в специализированный центр, где монтировали оборудование.

Какие газовые форсунки лучше

На рынке комплектующих для ГБО сегодня представлено большое количество продуктов. Что касается газовых форсунок, можно выделить продукцию Valtek, Hana, OMVL, Barracuda, Keihin, Matrix. Указанные решения относятся к начальному и среднему ценовому сегменту, что позволяет им пользоваться широкой популярностью. Практическая эксплуатация позволяет определить ряд преимуществ и недостатков форсунок той или иной фирмы.

  1. Например, Barracuda имеет достаточно стабильную производительность в рамках около 300 миллионов циклов, что составляет около 250 тыс. пройденных километров.
  2. Также водители и установщики ГБО хорошо отзываются о газовых форсунках Hana, срок службы которых без существенной потери производительности составляет около 200 тыс. км.
  3. Более доступные по цене Valtek служат около 60–80 тыс. пройденных километров.

Что касается времени срабатывания, лучшими в списке можно считать Keihin. Также неплохо показывают себя Baraccuda, а вот Matrix достаточно долго выключаются. В результате качество дозирования порции газа у последних значительно уступает конкурентам. Приблизительно на одной линии с данным вариантом стоит и Valtek. Чуть лучше показывают себя форсунки Hana, которые вполне можно считать добротным уверенным середнячком. Получается, Keihin занимает лидирующую позицию, Barracuda практически не уступает фавориту, затем идет Hana, далее можно на одну условную ступень поставить Valtek, Matrix и OMVL. Следует добавить, что Keihin, Barracuda и продукт от Hana конструктивно похожи на бензиновые форсунки, что обеспечивает соответствие необходимым параметрам и приемлемый срок службы.

Основные параметры форсунок

Развитие газобаллонной аппаратуры спровоцировало появление огромного количества разновидностей форсунок. Параметры разделения дозаторов насчитываются не несколько положений, а порядка десяти наиболее важных подразделений. Если быть точнее, форсунки ГБО классифицируются по:

  1. Материалу корпуса (металлические или пластмассовые);
  2. Типу дозируемого топлива (пропан-бутан или метан);
  3. Рабочему напряжению катушки;
  4. Рабочему давлению и максимально возможному;
  5. Времени открытия и закрытия (то есть, могут быть моментальными, с задержкой или по настройке);
  6. Электрическому сопротивлению катушки;
  7. Рабочему диапазону температур;
  8. Наружному диаметру выпускного штуцера;
  9. Диаметру седла клапана;
  10. Доступным к калибровке жиклёрам.

По факту, большинство характеристик форсунок для ГБО не требуются обычному автолюбителю при их подборе. Однако для бывалых автомобилистов или же асам машинного дела каждый параметр может быть чрезвычайно важен, ведь совокупность таковых во многом определяет характер функционирования мотора на газу.

Замена жиклеров

Обсудим, как самостоятельно поменять форсунки на газовой плите. Конструкции плит различны, рассмотрим наиболее типичные из них. В новых моделях доступ к форсункам облегчен (нужно лишь снять конфорку).

В остальных случаях необходимо провести ряд операций:

  1. Снять с плиты решетку и демонтировать конфорки.
  2. Снять (приподнять) верхнюю панель, открутив скрепляющие винты. На некоторых плитах вместо винтов используются специальные защелки.
  3. Выкрутить винты, фиксирующие горелку на плите.
  4. Освободить подающую газ трубку. Для этого нужно снять фиксатор в виде изогнутой пластинки. Он обычно находится со стороны крана. Отвести трубку в сторону.
  5. Открепить второй конец трубки, сняв пластину-фиксатор с помощью отвертки или пассатижей.
  6. Аккуратно вывинтить старое сопло. Смазать резьбу смазкой из графита. Заменив старый уплотнитель, установить новый жиклер.

Сборка производится в обратном порядке.

Как заменить жиклеры в духовке

Алгоритм замены жиклеров в этой части плиты:

  1. Открыть технический ящик и распахнуть его до крайнего положения дверки духового шкафа.
  2. Форсунка обычно располагается за левой стенкой духового шкафа в корпусе, в который вставляется изогнутая горелка в виде дуги. Вытащите пол через специальную прорезь – он должен беспрепятственно выходить наружу. Отложите его.
  3. Выверните винты, удерживающие горелку, и вытащите ее из плиты. Слева будет заметно отверстие, сквозь которое газ поступает в горелку. Там и находится форсунка.
  4. Жиклер мог прикипеть к горелке – не пытайтесь сорвать его. Если повредите резьбу, то менять придется не только жиклер, но и корпус горелки.
  5. Выкрутите винты, которыми крепится левая боковая стенка плиты, отложите ее в сторону. На конце трубопровода будет гайка. Открутив ее, вы снимете корпус.
  6. Сняв корпус, можете приступить к замене жиклера. Может понадобиться специальная жидкость, если он прикипел.

Сборка осуществляется в обратной последовательности.

Заменив жиклеры, подсоедините плиту к центральному газопроводу или баллону при помощи гибкой подводки. В первом случае конец шланга подключается к газовой трубе посредством штуцера. На резьбу по часовой стрелке наматывают подмотку, в гайку шланга помещают кольцо-уплотнитель.

Соединения плотно затягиваются газовым ключом (усовершенствованная версия разводного). Второй конец подсоединяется к резьбе выхода бытовой техники при помощи различных уплотнителей.

Замена жиклеров для баллонного газа

Когда нужно перевести плиту на газ из баллона, обязательна установка новых жиклеров, специально на это рассчитанных. Требование продиктовано различием давления газа из магистрали и баллона, что напрямую влияет на размер пламени и образование копоти. Иными словами, использовать баллон на плите с жиклерами под газопровод крайне опасно.

Как отмечалось выше, жиклеры уже по умолчанию поставляются с большинством современных плит. Если в комплекте их нет, придется докупать. Цены довольно демократичные.

Замену жиклеров следует доверить специалистам газовой службы, которые обладают необходимыми знаниями и квалификацией и смогут грамотно отрегулировать подачу газа при переводе на другое топливо. Самостоятельно переделывать газовую плиту не рекомендуется.

Если пользователь решился сменить форсунки своими руками, ему потребуются следующие инструменты:

  • крестовая отвертка;
  • набор рожковых и накидных ключей.

Как поменять форсунки на газовой плите

Сначала плиту отключают от газа, если она была подключена. После этого действуют по следующему алгоритму:

  1. Снимают верхнюю крышку газовой плиты, открутив винты, чтобы добраться к горелке.
  2. Затем находят фиксатор, сжимают его концы и аккуратно достают. После этого с траверса с горелками извлекают наконечники с форсунками.
  3. Наконечник освобождают из гнезда и снимают с трубки газопровода. Из него извлекают уплотнительное кольцо и надевают на трубку.
  4. Торцовым ключом против часовой стрелки откручивают жиклеры. На их место устанавливают новые.
  5. Осуществляют обратный монтаж. От аккуратности обратной сборки зависит, насколько ровно будет гореть конфорка.
Читайте также  Алмазные пилки для лобзика

Изменить современные модели газовых плит под другое топливо проще. Для получения доступа к горелке в них снимают только решетки с конфорками. Затем извлекают наконечники и ставят новые форсунки.

Замену жиклеров в духовке проводят следующим образом:

  • открывают дверцу духовки и нижний отсек устройства;
  • вытягивают пол духового отсека;
  • откручивают крепления горелки;
  • аккуратно, чтобы не сорвать резьбу, выкручивают жиклер (он находится слева в специальном корпусе);
  • устанавливают новую форсунку и осуществляют обратную сборку.

Если за время эксплуатации жиклер успел прикипеть, откручивают три винта крепления и убирают левую боковую стенку. Ключом на 17 откручивают гайку и отводят трубопровод в сторону. Затем выкручивают два винта, которыми корпус форсунки крепится к стене. Прикипевшую резьбу обрабатывают WD-40 или керосином и откручивают жиклер. На его место устанавливают новый и монтируют духовку в обратной последовательности.

После замены жиклеров плиту подсоединяют к баллону или центральному газоснабжению, используя гибкую подводку. Если технику подключают к газовой магистрали, один конец шланга присоединяют к газовой трубе через сантехнический сгон или штуцер. На резьбу сгона предварительно намывают подмотку по часовой стрелке. В гайку шланга вставляют уплотнительное кольцо. Части соединяют и затягивают с помощью газового ключа. Другой конец гибкой подводки подсоединяют к резьбе выхода плиты, используя при креплении лен или фум-ленту.

Если устройство требуется подключить к баллону, один конец гибкого шланга присоединяют к патрубку плиты через штуцер и закрепляют червячным хомутом. Другой конец крепят к редуктору и также стягивают хомутом. Редуктор подсоединяют к баллону, используя паронитовые прокладки; при этом он должен располагаться горизонтально. Крепеж затягивают с помощью рожкового ключа.

Затем проверяют герметичность подключения. Мыльным раствором промазывают все соединения и пускают газ. Если мыло не пенится, значит, утечек нет. После этого по очереди зажигают газ в горелках. Пламя синего цвета без желтых и красных оттенков свидетельствует о том, что работа сделана правильно.

Разновидности приборов на природном или сжиженном газе

Газовые форсунки различают по типу топлива, которое используется в системе. Они бывают для природного газа из магистрали либо для сжиженного газа из баллона. У них разный диаметр и рабочее давление. Как правило, в комплекте с отопительным устройством идут горелки под оба вида топлива.

Классифицируются форсунки по принципу работы устройства, по тому, как готовится газокислородная смесь, как газ подаётся в камеру сгорания и некоторым другим особенностям. Два основных типа форсунок: вентиляторные или атмосферные.

Вентиляторные

Устройство этих форсунок считается сложным и включает в себя встроенный вентилятор и турбину, поэтому они называются ещё наддувно-вентиляторными. Воздух нагнетается принудительным путём и в контролируемых объёмах, поэтому горючая смесь готовится в строгих пропорциях. Котёл с такой комплектующей производителен и экономичен. Используются в приборах с высокой степенью автоматизации.

Важно! Данный вид зависит от электричества. Без электричества подача газа отключится!

Плюсы вентиляторных форсунок:

  • экономичны, снижают потребление горючего;
  • горение находится под абсолютным контролем;
  • регулируется мощность;
  • КПД существенно выше, чем у атмосферных;
  • можно использовать в домах, где отсутствует дымоход;
  • не нужно перенастраивать под другой вид топлива.

Фото 2. Форсунка вентиляторного типа для газового котла. Прибор содержит вентилятор и турбину для нагнетания воздуха.

Минусы:

  • высокая цена;
  • энергозависимость от электричества.

Атмосферные

Этот тип оборудования применяется обычно в напольных котлах для домов площадью не более 100 квадратных метров. Мощность настраивается ещё на заводе.

Справка. При смене вида топлива требуется перенастройка.

Эти горелки берут воздух для приготовления горючей смеси непосредственно из помещения, где установлено отопительное устройство, то есть из атмосферы, отсюда и название. Работает атмосферная форсунка по принципу элементарного эжектора. Через сопла особой формы направляется газ под давлением. К этим соплам есть доступ обычного воздуха из помещения, который затягивается в систему.

Готовая смесь выходит через прорези, расположенные чуть поодаль, где и происходит воспламенение. Воздух становится разреженным, пока идёт от сопла к выходу, что создаёт постоянную тягу.

Плюсы атмосферных приборов:

  • простота конструкции;
  • низкая цена;
  • бесшумность;
  • безопасность;
  • надёжность;
  • не зависят от электричества.

Минусы:

  • нельзя настроить мощность самостоятельно;
  • малый КПД;
  • нужен дымоход.

Горелки подразделяют и по возможности регулирования мощности:

  • Одноступенчатые — нет возможности регулировки.
  • Двухступенчатые — два режима работы отопительного прибора.
  • Плавнодвухступенчатые — позволяют плавно перейти с первой ступени на вторую. Что-то среднее между двухступенчатыми и модулируемыми горелками.
  • Модулируемый вариант — есть возможность регулирования в пределах от 10 до 100 процентов.

Чем вызван запрет газовиков использовать печь с газовой форсункой

Запрет представителей газовых служб в отношении использования печей с газовыми форсунками может быть связан с плохим техническим состоянием отопительного устройства. Или с применением форсунки, изготовленной кустарным способом.

Это связано с тем, что имелись многочисленные аварии в печах с самодельными газовыми распылителями. В данном случае действия представителей горгаза отвечают директивным материалам по безопасной эксплуатации газового оборудования.

Если же собственник для реконструкции использует форсунку заводского изготовления со всем пакетом необходимой документации. А сама реконструкция по переводу печи на газовое топливо была согласовано с горгазом, то в таком случае запрета на эксплуатацию такого оборудования не должно быть.