Кирпичная кладка арок, сводов и; перемычек своими руками

Кирпичная кладка арок, сводов и перемычек своими руками

Перемычки, своды, арки из кирпича являются сегодня, скорее, данью дизайну экстерьера здания. Устройство клинчатых, арочных перемычек позволяет вписать современное здание в сложившуюся застройку прошлого. Арки и своды — неотъемлемая часть многих видов печей и каминов. Предлагаемая технология кладки кирпичных проёмов поможет выполнить работы качественно.

  • Разновидности кирпичного перекрытия проёмов
  • Рядовые перемычки
  • Клинчатые перемычки
  • Арочные перемычки, арки и своды

Виды арок

Арки в архитектуре используются в зодчестве разных народов. Соответственно, на их форму оказывало влияние культурного наследия стран. Примером этому может служить аравийская арка, широко распространенная в архитектуре ближневосточных государств.

Наиболее часто встречаются следующие типы арок:

  • полуциркульная или полукруглая: имеет вид полуокружности, центр которой находится на одном уровне с пятами арки. Опирается такая конструкция чаще всего на пилоны. Данный вид арки можно отнести к классике;
  • лучковая: по форме представляет собой дугу, равную четверти окружности. Арки такого типа украшали оконные проемы жилых домов Древнего Рима;
  • стрельчатая или ломаная арка, образованная двумя пересекающимися под углом дугами.

В современной архитектуре в качестве декоративного элемента используются два первых типа – полукруглые (их сейчас называют полными) и лучковые. Не меньшей популярностью пользуются и клинчатые арки – такое название они получили, благодаря технологии строительства: кирпичи выкладывают клином с последующей их фиксацией»замком».

Функциональное назначение арок в дизайне интерьера

Арки выполняют различные функции при оформлении интерьеров практически любых помещений: прихожей и коридора, зала и спальни, детской, кухни и ванной.

Они могут быть как основным активным элементом пространства, так и декоративным украшением. Активная «работа» арок выражается в нескольких направлениях:

Зонирование пространства

Используется при отказе от межкомнатных перегородок. В этом случае она отделит одну зону от другой и наполнит каждую из них долей приватности.

Визуальная гармонизация пространства

Если потолки чересчур высокие – арка вернет пропорциональность, а если низкие – придаст объем и «приподнимет» свод.

Оформление зон перехода из одного помещения в другое

Используется в коротких проходах – тогда не только входы, но и площадь между ними имеет характерную форму.

Дополнение стандартов

Апгрейд стандартных оконных и дверных проемов фигурными сводами особого подхода к окнам и дверям.

Декорирование пространства имитацией применяется, когда нет возможности или необходимости построить полноценную арку. В тэтом случае прибегают к созданию фальш-арки в виде ниши в стене.

Выделить и акцентировать место для картины, зеркала, телевизора, стеллажа, кровати легко и наглядно с помощью этого архитектурного элемента.

Клинчатые перемычки

Клинчатым перемычкам не требуется опора из армированного раствора. Несущая способность такой перемычки возникает за счёт распора в клинообразной установке кирпича.

Существует для варианта устройства клинчатых перемычек:

  • клинообразный вертикальный шов кладки;
  • клинообразная форма кирпича.

В случае клинообразного шва его толщину снизу принимают не менее 5 мм, а сверху — не более 25 мм. Если применяется клинчатый кирпич, шов в кладке делается одной толщины не более 10 мм. Клинчатые перемычки устанавливаются при помощи опалубки с кружалами.

Если оконный или дверной проём кладётся с четвертями, то для сооружения клинчатой перемычки потребуется три кружала. Одно делается более коротким и устанавливается на уровне четвертей, два других — внутри проёма. На более длинные кружала настилается опалубка, которую можно сделать из досок.

Стену кладут до уровня верхней части перемычки с устройством пяты (опоры). При этом сразу определяется угол наклона края перемычки (кирпичей) относительно вертикали. Далее необходимо разметить на опалубке будущего перекрытия все ряды. Количество их обязательно должно быть нечётным. Важно при расчёте устройства каждого ряда учитывать толщину шва.

Центральный кирпичный ряд вставляется вертикально и является замком. Он создаёт сжатие в нижней части перемычки и даёт возможность выдерживать вышележащую нагрузку без армирования.

1 — замок; 2 — пята

Начинают кладку клинчатой перемычки от пят к середине с двух сторон, чтобы в конечном итоге подойти к центральному кирпичу — замку. Выдержать точно направление каждого шва можно, находя точку пересечения линий направления обеих пят. В это место вбивается гвоздь на опалубке и с помощью верёвки, привязанной к гвоздю, определяется линия каждого шва.

Как читать фасады домов

  1. Зачем построен этот дом?
  2. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы А — Г
  3. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Д — З
  4. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы И — Н
  5. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы О — С
  6. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Т — Я

Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я

Фасад — наружная, лицевая сторона здания. Различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, дворовый, парковый и другие фасады.

А — Антаблемент. Арка.

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть постройки, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент состоит из несущей части (архитрава), опирающегося на него фриза и венчающего его карниза. В отсутствие колонн антаблемент часто завершает верхнюю часть стены.

В дорическом ордере фриз состоит из чередующихся триглифов (вертикально стоящих прямоугольных плит с несколькими желобкам) и метоп (прямоугольных каменных или керамических плит, украшенных рельефами или живописью), которые в нижней или верхней части могут быть украшены гуттами (маленькими усеченными конусами или цилиндрами). В ионическом и коринфском ордерах фриз заполняют сплошной лепниной или оставляют пустым. Также фризом называют сплошную полосу скульптурных или живописных изображений, окаймляющую верх стен.

Задача карниза — отделять крышу от стены или разделять плоскость стены по горизонтали. Поэтому карниз обычно выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, одновременно защищая их от осадков. В основе карниза — выносная плита, нижняя часть которой имеет плоские наклонные выступы (мутулы), которые также могут быть украшены гуттами. А небольшой карниз над окном или дверным проемом (иногда опирающийся на консоли и украшенный фронтоном) называют сандриком.

Над карнизом антамблемента может быть еще надстроена декоративная каменная стенка — аттик. А небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента или карниза называют раскреповкой.

Арка — дуга, изгиб, криволинейное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами (пилонами). Несквозные проемы перекрывают с помощью слепых или ложных арок. А арку, опоры которой расположены на разных уровнях, называют ползучей.

Обычно арка опирается на импост в виде карниза или выступа. В вершине ее нередко можно увидеть клинообразный или пирамидальный блок, который может выступать над плоскостью арки и даже выделяться размерами. Это характерный для классицизма замковый камень. Он скрепляет и украшает арку. Веерный замок состоит из трех клинчатых камней, наподобие веера — крупного центрального и двух малых по бокам.

Читайте также  Электрокамин размеры

Нередко арочный проем обрамляют декоративным валиком — архивольтом. Он выделяет дугу арки из плоскости стены. А если арка сквозная, то обращенную книзу поверхность (софит) иногда украшают. Кстати, софиты есть и у других архитектурных элементов, например, у карниза. Но есть и другие способы украсить арки. Например, с помощью висячей гирьки — опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно объединенным общей большой аркой. А трифорий (трехчастный арочный проем) не только украшает стену, но и укрепляет ее.

Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы, образуют аркаду, а ряд декоративных ложных арок — аркатуру. Иногда аркатура может иметь вид пояса с колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс). В целом арки украшают здания и увеличивают прочность стен.

Б — Балюстрада. Башня.

Балюстрада — ограждение лестниц, террас и балконов из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. Балясины также могут быть в виде доски с контурной прорезкой.

Заграждение, проходящее по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста или набережной, называют парапетом. Причем парапет может быть не только в виде балюстрады, но и в виде сплошной стенки. Иногда он становится постаментом для декоративных ваз и статуй.

Башня — сооружение, высота которого намного больше длины и ширины. Изначально башни с мощными куртинами (участками стен между ними) строили для обороны, затем для гражданских целей (например, пожарные каланчи). Сейчас башни нередко используют для украшения построек и создания высотной доминанты здания или архитектурного ансамбля.

Но есть и специальные декоративные башенки — пинакли. Обычно их венчают фиалы (завершение в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета) и украшают краббы (крюкообразные декоративные элементы чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов). Особенно популярны пинакли в готической архитектуре. И хотя башни обычно носят декоративный характер иногда с их помощью увеличивают вес и мощность контрфорсов.

В — Витраж

Витраж — декоративное заполнение оконного проема из цветного стекла. Витражи изготавливали с расчетом на сквозное освещение, при котором картинка начинала сиять.

Г — Галерея

Галерея — длинное крытое светлое помещение, где одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада. Также галереей называют удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из стен.

Древнерусские церкви нередко окружала наружная галерея на уровне перекрытий подклета — гульбище. А если она располагалась перед входом в храм, ее называли папертью.

Еще один исконно русский тип галереи — галдарейки. Они появились после отмены крепостного права, когда крестьяне хлынули в Москву. Тогда для решения жилищного вопроса стали строить дома по сверхбыстрой технологии: без подъездов и лестниц внутри. А для перехода с этажа на этаж ставили галдарейки — крытые (реже открытые) галереи вдоль дворовой части дома. Само слово стало искажением от галерея-галдарея.

Калькулятор расчета радиуса лучковой арки

Согласитесь, очень элегантно в интерьере или в оформлении территории участка смотрятся арочные конструкции. Их широко применяют при кладке печей и каминов, уличных комплексов барбекю, при оформлении проходов между комнатами, при строительстве заборов, беседок и других сооружений. Но качественно выложить арку – задача весьма непростая, требующая немалой сноровки и обязательной выверки каждого производимого действия.

Калькулятор расчета радиуса лучковой арки

Чтобы арка не получилась непрочной или перекошенной, необходимо строго контролировать ее размерные параметры. Определиться с некоторыми из них – проблем особых нет: например, ширина проема легко промеряется или задается заранее, высоту свода обычно выбирают, исходя из дизайнерской задумки или доступности свободного места. Но как точно определить радиус той дуги, что будет задавать нижний свод арки? Нет никаких проблем, если арка полуциркульная, то есть составляет ровно половину окружности – ее радиус в этом случае равен половине ширины проема. А как быть с лучковой?

Цены на кирпич

Предлагаем не искать геометрические формулы в интернете, а применить размещенный в данной публикации калькулятор расчета радиуса лучковой арки. Несколько пояснений будут даны ниже.

Калькулятор расчета радиуса лучковой арки

Пояснения по проведению расчета

Для возведения арки обычно заранее готовят шаблон – так называемое кружало. Чтобы оно в точности соответствовало необходимой «геометрии», без знания радиуса дуги, образующей свод арки, никак не обойтись. Кроме того, необходимо, чтобы линии швов между кирпичами, создающими арочный свод, сходились точно в одной точке – в центре той окружности, частью которой является дуга. Для этого в этом центре забивают гвоздь, к нему привязывают нитку, и по ней выверяют правильность направления каждого шва кладки. Но чтобы безошибочно наметить этот центр, опять же не обойтись без значения радиуса.

Все швы, между кирпичами, образующими арочный свод, должны «смотреть» в одну центральную точку, и это обязательно при кладке контролируется натянутой из этого центра ниткой

Итак, обычно в распоряжении мастера имеются две «стартовых» величины:

Схема, которая поможет правильно определиться с исходными размерными параметрами арки

L – так называемая длина арки, то есть расстояние между ее крайними точками по горизонтали. Обычно это будет ширина дверного проема или, например, ширина каминного топочного окна.

Н – высота арки, то есть расстояние по вертикали от горизонтальной линии (хорды), соединяющей ее крайние нижние точки, и самой верхней точкой свода.

Существует геометрическая зависимость, по которой, основываясь на этих двух величинах, можно точно рассчитать и радиус дуги, задающей нижний свод арки (R). Эта формула заложена в предлагаемый калькулятор.

Необходимо всего лишь последовательно указать на слайдерах значения длины и высоты арки – и программа сразу даст ответ с точностью до миллиметра.

Внимание – исходные данные указываются также в миллиметрах.

Сложно ли построить камин для дома самостоятельно?

Безусловно, это задача повышенного уровня сложности, но если есть навыки в выполнении качественной кирпичной кладки, то почему бы не попробовать? Возьмите, например, несложную схему-порядовку, которая приведена в статье нашего портала, посвященной выбору и строительству дровяных каминов для дома .

Украшение арки

Так как арка в квартире (примерно такая, как вы видите на фото выше) является фокусным центром, изюминкой пространства, то нужно найти способы акцентировать внимание на этом элементе. С этой целью предпринимаются разные способы декорирования. В ходу может оказаться подсветка, лепнина, роспись, мозаика, молдинги из полиуретана, облицовка гнутыми деревянными элементами. Кроме того, важно достичь максимального соответствия межкомнатной арки со смежными помещениями. Выполнить это задание позволит умелое украшение прилегающих стен. Для этого можно использовать живописные полотна, фото, панели соответствующего вида.

Как сделать арку из гипсокартона в дверном проеме своими руками?

Алгоритм работы такой:

1. Подготовка картонного макета

Первый этап в работах по отделке дверного проема – подготовительный. Он связан с проведением замеров и изготовлением шаблона будущей арки.

Читайте также  Поливинилацетатная краска

Поэкспериментируйте, нарисовав контуры планируемой конструкции на стене, это позволит отчетливо представить результат.

Установленная арка визуально уменьшит проем на 20 сантиметров, поэтому если его размер нельзя увеличить, лучше отказаться от идеи установки арки. Иначе вместо благородной арочной конструкции получится «лаз в нору».

Демонтаж дверной коробки

Итак, арка зрительно уменьшает проем, вывод – увеличьте размер, если позволяет высота потолка. Как определить, насколько? Делайте это так, чтобы высота расширенного проема превышала верхнюю точку планируемой арки на пять сантиметров.

Важное условие для обеспечения хорошего результата – ровность и вертикальность стен. В противном случае арка получится перекошенной. Вывод – стены предварительно отделывают штукатуркой и дают ей просохнуть.

После расширения дверного проема подготовьте поверхность, зачищая неровности, избавьтесь от лишнего материал, удаляя пыль и грязь.

Дверные проемы в несущей стене нельзя переделывать без соответствующих разрешений.

Монтаж арочной конструкции

Сделать каркас самостоятельно не то чтобы легко, но вполне реально. Для этого строители рекомендуют применять металлический профиль П-типа (так называемая пэшка, а если точнее – профиль направляющий 27/28).

Размер направляющих определяется шириной арки, количество – 2 шт. Устанавливают каркас по обе стороны дверного проема, слегка углубив внутрь (после крепежа гипсокартона и нанесения шпатлевки он станет вровень со стеной).

Начиная сверху, крепят первый профиль, затем обязательно параллельно первому монтируют второй. Затем фиксируют по бокам, от верхнего угла до точки закругления арки.

Чтобы профиль без усилий гнулся, на нем со средним интервалом в 6,5 см делают надрезы, для чего применяют ножницы по металлу.

Придать искомую форму профилю можно, изогнув его по макету. Когда дуга каркаса готова, ее крепят к потолку и стенам.

Пример сгибания металлического профиля по макету

Крепят профильный каркас на стены из кирпича или бетона дюбелями, для деревянных годятся и саморезы.

Арка из дерева своими руками

Готовые декоративные конструкции, предлагаемые в продаже, чаще всего имеют полуциркульную форму и классический декор в виде каннелюров. То есть, идеально подходят для интерьеров в стиле классицизма. А как быть, если в дизайне интерьера используется мавританский или марокканский стиль? Заказать изготовление данного декоративного элемента в столярной мастерской или попробовать сделать самостоятельно.

Можно ли сделать своими руками с помощью пошаговой инструкции с фото и видео деревянную арку? Теоретически, да – ведь в столярной мастерской мастер будет изготавливать заказанное изделие своими руками. А практически – вряд ли вам поможет хорошая видео инструкция, в которой этот самый столяр в деталях показывает процесс изготовления деревянной арочной конструкции с использованием фрезерного, фуговального, двух циркулярных станков, а также ручного фрезера и торцовочно-усовочной машины, если указанного оборудования в вашем распоряжении нет. Хотя, все операции можно сделать и не скупая столярные станки, правда, процесс будет долгим, но зато – воистину, своими руками.

Вкратце, пошаговая инструкция по изготовлению арки из дерева сводится к следующему:

  • Изготовление шаблона. Вам потребуется изготовить шаблон, который поможет сформировать изделие, необходимой вам формы. Шаблон служит упором в процессе склеивания арки из отдельных элементов.
  • Расчёт и нарезание заготовок. Так как арка имеет криволинейный абрис, поэтому составляется из отдельных сегментов. Чем меньше размер сегментов, тем более плавная кривая получится в итоге. Здесь нужно учитывать баланс: чем меньше размер сегментов, тем больше швов. Определившись с оптимальным размером деталей, их нужно отторцевать под углом, чтобы детали плотно укладывались в заданный шаблон. Угол подреза тоже определяется в зависимости от формы арки и размеров деталей.
  • Склеивание деталей по шаблону. Собрав «на сухую» арку из отдельных элементов, и убедившись в том, что всё идеально подходит, можно приступать к склеиванию деталей и фиксированию их с помощью струбцин.
  • Выравнивание внутренней поверхности. Даже если вы использовали детали небольшого размера, внутренняя поверхность дуги арки всё равно будет представлять собой многоугольник, а не круг. Чтобы привести многоугольник к окружности, нужно срезать лишнее. В условиях мастерской для этой цели используется фрезерный станок. В домашних условиях эту операцию можно проделать с помощью ручного фрезера и дополнительной оснастки к нему.

Важно! Электроинструмент требует тщательного соблюдения техники безопасности. Не рискуйте целостностью своих пальцев и прочих частей тела.

  • Сборка верхней части арки. Указанным способом изготавливается необходимое количество деревянных дуг. Это зависит от глубины проёма, в котором устанавливается арка и от размеров исходного материала. Шаблон позволяет изготовить одинаковые дуги, которые склеиваются между собой. Окончательное шлифование поверхности арки производят вручную при помощи шлифовальной шкурки.
  • Изготовление стоевых частей. Вертикальные прямые участки изготавливают из доски подходящей ширины. Если ширины стандартных досок недостаточно, можно использовать готовый мебельный щит или срастить между собой несколько досок.

  • Скрепление арочной части и стоевых. Верхнюю часть арки и прямые участки можно скрепить между собой при помощи соединения «шип-паз» и усилить место соединения с помощью деревянных или металлических шпилек. От этой операции можно отказаться, если есть возможность соединить части арки непосредственно при монтаже.

На этом изготовление арки из дерева можно считать законченным. Кроме самой арки, изготавливают дополнительные декоративные элементы: наличники, имитацию замкового камня, «каблуки» и прочие детали. Деревянные поверхности тонируются и покрываются лаком или окрашиваются.