Метановые баллоны: особенности конструкции, разновидности и отличия от пропановых

Метановые баллоны: особенности конструкции, разновидности и отличия от пропановых

ГБО метан и ГБО пропан-бутановое сильно отличаются друг от друга. Сжатый природный газ (СПГ, метан) хранится в сжатом состоянии, под высоким давлением порядка 220 атмосфер. Сжиженный нефтяной (СНГ, пропан) как уже понятно по названию, хранится в жидком состоянии, под давлением порядка 16 атмосфер.

Такие отличия требуют разных условий хранения газа. Я, думаю, понятно, что для 220-250 атмосфер простой пропановый баллон не подойдет, так как он не выдержит такое давление. Отличий между пропаном и метаном на самом деле очень много, о них я как-то рассказывал в статье: «Сравнение двух видов ГБО: Пропан-бутан и Метан, отличия и особенности установки», кому интересно переходите по ссылке.

Сегодня же я хочу больше сконцентрироваться на баллонах и разобраться, чем газовые баллоны под метан отличаются от баллонов для пропана. Также затрону тему особенности конструкции метановых баллонов, разновидностей и разных тонкостей, о которых следует знать перед тем как установить метан на свой автомобиль.

Газовые баллоны метан имеют особую «сигарообразную» или проще сказать цилиндрическую форму. Края баллона скруглены, а сам резервуар не имеет швов, это придает ему прочности и позволяет выдерживать высокое давление. Баллоны под метан могут быть металлическими или композитными (выполненными из композитных материалов). В процессе производства метановые баллоны подвергаются ряду серьезных испытаний и проверок. После успешного завершения тестирования, продукция получает сертификат испытаний, в котором указаны характеристики баллона. Срок службы металлического баллона составляет 5 лет, по истечению этого периода баллон должен быть снят, проверен на предмет повреждений и подвержен повторным испытаниям. В общем задача проверить баллон, чтобы понять возможна ли его дальнейшая эксплуатация.

В целях безопасности на метановом баллоне устанавливается ручной или электромагнитный запорный клапан. В случае необходимости такой клапан позволяет изолировать баллон. Рабочий кран с запорным клапаном должны выдерживать высокое давление такое же, как и общее давление баллона.

Установка метанового баллона — ответственное мероприятие, укомплектованный всем необходимым, он должен быть надежно закреплен на автомобиле. Установка баллона под метан в салоне общественного транспорта — запрещено!

Типы газовых баллонов под метан

На сегодняшний день существует 4 разновидности резервуаров под природный газ, это:

  • ТипI. Полностью металлическая конструкция. Отливается в специализированных резервуарах и не имеет швов. Прочная и надежная конструкция, проверенная годами. Баллон имеет горловину под вентиль в форме цилиндра с одной стороны, и дно закругленной формы с другой. В процессе изготовления все резервуары подвергаются испытаниям избыточным давлением и проходят проверку ультразвуком для выявления скрытых дефектов. Несмотря на более современные технологии изготовления других типов, многие считают Тип 1 наиболее надежной конструкцией.
  • ТипII. Баллоны второго типа представляют собой металлопластиковую конструкцию. Изготовлены они из легированной конструкционной стали. Основная часть конструкции покрыта армирующей оболочкой. Заявлено, что сталь, которая применяется в данной конструкции не изменяет своих физических свойств при низких температурах окружающей среды.
  • ТипIII. Конструкция третьего типа схода с предыдущей. Отличительной особенностью является наличие алюминиевого лейнера, который усилен оплеткой из карбоволокна. Разрывное усилие составляет около 140 кгс/ мм2. Оплетка пропитывается специально разработанным составом на основе эпоксидной смолы. Плюсом данного типа конструкции является стойкость к коррозии на протяжении всего периода эксплуатации.
  • ТипIV. Четвертый тип по своей конструкции аналогичен предыдущим двум. Особенностью исполнения является материал лейнера. В данном типе он полимерный, усиленный армирующей оболочкой из углеродного волокна или композитного материала. Основным плюсом баллона данного типа является его небольшой вес, за счет использования современных технологий производства. К минусам же относится высокая цена изделия, редкость на рынке, а также хрупкость изделия при воздействии механических повреждений.

Предназначены для использования в качестве топливных емкостей на автомобильном транспорте, работающем на сжатом природном газе по ГОСТ 25557.
Баллоны устанавливаются в багажных отделениях легковых автомобилей, в специально отведенных местах грузовых автомобилей и автобусов, исключающих прямое воздействие солнечной радиации и атмосферных осадков.
Технические условия: ТУ 4591-001-07507512-96 .
Баллоны соответствуют требованиям ГОСТ Р 51753-2001 «Баллоны высокого давления для сжатого природного газа в качестве моторного топлива на автомобильных транспортных средствах»

Конструктивные особенности
Конструктивно баллон представляет из себя герметичный лейнер из конструкционной легированной стали, с пределом прочности 120±10 кгс/мм2.
Лейнер усилен оплеткой из стеклонити с разрывным усилием не менее 140 кгс/мм2, пропитанной связующим на основе эпоксидных смол.
Внутренняя и наружная поверхность баллона защищены покрытием, относящимся к группе покрытий весьма стойкие согласно четырехбальной системе оценки химической стойкости полимерных материалов, которые обеспечивают надежную защиту баллонов от коррозионного воздействия в течение установленного срока эксплуатации.
Автомобильные металлопластиковые баллоны для сжатого природного газа (метана) изготавливаются:

с рабочим давлением 19,6 МПа (200 кгс/см2);

с максимальным давлением при заправке до 25 МПа;

с давлением при температуре tmax= 55°С до 23,5 МПа.

Для подсоединения к газовой системе транспортного средства на горловине баллона выполнена резьба W27,8 по ГОСТ 9909.
Конструкция баллонов обеспечивает:

температурный диапазон эксплуатации от −45° до +65°С;

периодичность освидетельствования один раз в 3 года;

срок службы – 15 лет;

15000 заправок при рабочем давлении 19,6 МПа (200 кгс/см2);

разрушение не менее 51 МПа (520 кгс/см2) (безосколочное);

выдерживает без разрушения прострел пулей калибра 7,62 мм;

выдерживает нахождение в открытом пламени в заправленном состоянии. при наличии в системе предохранительного устройства для сброса давления.

Каждый баллон проходит испытания на прочность (Pисп = 30 MПa) и герметичность (Pисп = 20 MПa).
Качество каждой партии баллонов подтверждается дополнительными испытаниями на разрушение (P ≥ 51 MПa) и на циклическую устойчивость не менее 15000 циклов.
Для изготовления баллонов используются материалы и технологии, разработанные и применяемые в авиационной промышленности, что обеспечивает при запасе прочности не менее 2,6 высокие прочностные показатели и надежность баллонов в процессе эксплуатации.
Условное обозначение баллона при заказе:
«Баллон автомобильный» БЦМ-35-19,6-265/835 ТУ 4591-001-07507512-96,
где: 35 – вместимость, л; 19,6 –рабочее давление, МПа (200 кгс/см2); 265/835 – диаметр/длина, мм.

Срок службы композитного газового баллона

Каждый владелец автомобиля с установленным ГБО, должен изучить правила эксплуатации баллона, заполненного газом.

Композитный баллон должен иметь:

1. Паспорт — в нём отмечен срок службы. Для баллонов из полимерного материала он составляет до 30 лет. Иногда задают вопрос: можно ли пользоваться баллоном после окончания срока службы? Можно, но после дорогой диагностики. За эти деньги проще приобрести новый баллон.

2. Обязательное освидетельствование — это контроль технического состояния баллона, а также подготовка заключения о продолжении эксплуатации или утилизации.

Баллон, прошедший освидетельствование, безопасный и его разрешено использовать в составе ГБО.

Освидетельствование баллонов заправляемых газом, включает в себя ряд процедур:

  • осмотр поверхности колбы на предмет отсутствия механических разрушений;
  • контроль соответствия ГОСТ маркировки и окраски корпуса;
  • гидравлические испытания.
Читайте также  Как сделать закладки

Результаты освидетельствования заносят в паспорт. Право вынесения заключения предоставлено организации с полномочиями от надзорных органов.

Сертификат соответствия по безопасности. Он оформляется после испытаний и требуется для регистрации. Чтобы зарегистрировать в ГИБДД, необходимо точно указать тип и модель баллона. Для безопасной эксплуатации ГБО на автомобиле выделить ключ и продления срока службы выполняют техническое обслуживание.

К основным работам при обслуживании относят:

1. Проверка состояния.

В результате эксплуатации на корпусе появляются потёртости, царапины, вмятины. Проверка помогает не допустить утечки газа из ёмкости.

2. Проверка маркировки.

Узнать всё о баллоне можно по маркировке на колбе. При заправке марка топлива должна подходить под тип баллона.

3. Проверка состояния клапана.

В композитных баллонах устанавливают запорную арматуру, изготовленную по международным стандартам. Клапан должен плотно прилегать к колбе.

Рекомендации

Раз в месяц проверяйте, хорошо ли закреплён баллон. Это особенно важно при наружном креплении.

Нельзя оставлять автомобиль в замкнутом помещении с полностью заправленным газовой смесью баллоном.

Не заправляйте его больше, чем на 80%.

Необходимо оберегать баллоны от перегревания, коррозии и ударных нагрузок. Если ржавчина покрывает более 10% поверхности, то использовать такое устройство опасно.
Максимально разрешённая температура ни в коем случае не должны превышать 82 градусов, допускается кратковременное локальное повышение до 65.

Обратитесь в компанию Power-Gas для установки ГБО 4 поколения и последующего обслуживания конструкции. Вы сможете быть уверены в надежной работе газового оборудования и безопасности автомобиля.

Баллоны для метана

Баллоны для метана относятся к емкостям высокого давления (рассчитаны на давление 20 МПа). Они имеют только цилиндрическую форму. В зависимости от материалов различают следующие виды баллонов для метана:

  • цельнометаллические;
  • композитные.

Цельнометаллические баллоны изготавливаются из высокопрочной легированной стали методом литья в специальных формах. Благодаря этому они не имеют сварных швов, что значительно повышает их прочность. На заводе-изготовителе они проверяются ультразвуком на предмет скрытых дефектов и подвергаются испытаниям под давлением не менее 30 МПа. Каждый баллон должен иметь оригинальный номер и сертификат.

Композитные, или металлопластиковые баллоны имеют герметичный лейнер с пластиковой оплеткой. Различают два типа композитных баллонов. В первом из них лейнер изготавливается из легированной стали, во втором – из алюминиевого сплава. Для оплетки используется стеклонить, пропитанная эпоксидной смолой. Применение пластиковой оплетки позволяет значительно снизить вес баллона. Кроме того, повышается и его надежность. Оплетка защищает металл от коррозии и обладает высокой прочностью. Баллоны с такой оплеткой выдерживают нахождение в открытом пламени без взрыва в течение 20 минут, а также переносят прямое попадание пули калибром 7,62 мм.

Последние новости

Самая актуальная информация о субсидиях на установку ГБО: ответы на частые вопросы, инфографика, выбор установочного центра, участвующего в программе, запись на установку ГБО по субсидии.

27 августа 2020

«Италгаз Инжиниринг» подписал соглашение на поставку продукции с ООО «Скания-Русь»

Цель подпрограммы – рост потребления природного газа в качестве моторного топлива, развитие газозаправочной инфраструктуры, а также увеличение парка техники на природном газе.

© 2005—2020 ГБО «ИТАЛГАЗ ИНЖИНИРИНГ»

Продажа и установка автомобильного газобаллонного оборудования.

Метановые баллоны — разве это дорого

Сравнение использования метана и пропан-бутана в автотранспорте описано во многих материалах. Но, все же, следует напомнить, что метан добывают из газовых залежей, а пропан продукт переработки нефти.

Преимущество метана заключается в том, что он стоит меньше пропан-бутана, а еще его используют в чистом виде. Выигрывает он и в качестве, так как добавить в его состав какие — либо примеси невозможно. Все же анализ работы сервисов, где происходит установка ГБО в Воронеже, свидетельствует, что предпочитают автомобилисты пропан-бутан. Одна из причин – более дешевые комплектующие.

Стоит ли переходить

Как и любой вид специализированного оборудования, ГБО, работающее на метане, имеет свой потребительский круг. В основном это владельцы транспортных компаний, автопарков или автомобилей, которые ездят часто и подолгу, но в пределах одного города (например, такси). В таких случаях установка является необходимостью, так как поможет существенно сэкономить деньги. Но это не значит, что вы не имеете права установить метановое оборудования на свое авто. Просто окупаться оно будет дольше, да и заправку найти сложнее.